Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Повторение в начале года.    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Синонимы полные, нейтральные, стилистические. Антонимы. Омонимы полные, частичные; омографы, омофоны,  омоформы. Паронимы. Примеры, таблица, схемы, задания, проверочная работа, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Запись опорного конспекта. Слайд 2-23. (время 0:20)
    А. Словообразование понятий: омоним, пароним, антоним, синоним
    Б. Определение синонима.
    В. Насыщенность русского языка синонимами.
    Г. Экспрессивная окрашенность синонимов на примере бельма, зенки, глаза, очи.
    Д. Понятие о стилистических, нейтральных и полных синонимах. Примеры.
    Е. Определение антонимов. Пример применения антонимов:
    Тишина и шум – явления
    Для двух действий простых:
    Тишина – для размышлений,
    Шум – для отдыха от них.
    Ж. Определение омонимов. Частичные и полные  омонимы.
    З. Понятие об омоформах, омофонах, омографах.
    И. Определение паронимов.

    2. Закрепление. Слайд 24-27. (время 0:07)
    А. Задание на подбор к словам антонимов и синонимов.
    Б. Составление словосочетаний из заданных омонимов.
    В. Подбора однокоренных слов к омонимам.

    3. Проверочная работа. Слайд 28. (время 0:15)

    4. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 29. (время 0:03)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Я вам гарантирую и обещаю, что ответы будут абсолютно искренними и честными. В чем меня, наверное, трудно заподозрить.

А.Лукашенко,
президент Беларуссии






Статистика посещений
   Сегодня 118  Сейчас 2







Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Повторение в начале года.

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 8.
К уроку
презентация
проверочная работа

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Повторение в начале года."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-09-28

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Повторение в начале года."



Класс        Фамилия

Вариант 0

Проверочная работа.

1. Расположите синонимы по убывающей градации.

Весело было всем: смеялся лифт-бой, улыбались официанты ресторана, гоготал полный повар, визжали восторженно поварята, хмыкал в усы швейцар, хихикала горничная,  хохотали курьеры,  усмехался даже сам владелец отеля.

2. Выделите лишнее слово.

Огонь, пламя, осень.
Шалун,  конница,  кавалерия.
Алфавит,  чистописание,  азбука.
Кидать, бросать, прыгать.
Дождь, буран, пурга.
Наездник, всадник, человек, конный, верховой.
Бобик, собака, животное.

3. Завершите построение пословиц и поговорок, подбирая их смысловые части.

Говорит бело, а…
Кто много говорит…
Недруг поддакивает…
Злой не верит…
Умел ошибиться…
В шутке сказано, да…
Добрая слава лежит, а…
Ученье – свет,…
Быль, что смола,…
Маленькое дело…
Где умному горе,…

а небыль, что вода.
да всерьёз задумано.
что есть добрые люди.
делает черно
там дураку веселье.
а неученье – тьма.                             
тот  мало делает.
а худая  бежит.
а друг спорит.                                
умей и поправиться.
лучше большого безделья.

 

Проверка домашнего задания (примерный ответ).
Все стихотворение построено на инверсии гремят раскаты; бежит поток; не молкнет гам; люблю грозу; повисли перлы, чтобы подчеркнуть действия, важные автору для описания грозы.
Использована аллитерация с целью передачи звуков природы во время грозы [гр]: грозу, гром, играя, грохочет, гремят.
В стихотворении много олицетворений для оживления, одухотворения природы: не молкнет гам; дождь брызнул; гам вторит; поток бежит.
Ф.И. Тютчев использовал традиционные эпитеты: в небе голубом; шум нагорный и неожиданные: поток проворный; громокипящий кубок, что придало стихотворению особую выразительность.
Чтобы читатель почувствовал «настроение» грозы, автор использовал сравнение как бы резвяся и играя, применив союз как.
А вот и находка Ф.И. Тютчева: повисли перлы дождевые. Перл – жемчужина, т.е. блестящие, переливающиеся, подобно жемчугу, капли дождя – непривычная для нас форма сравнения.
Чтобы подчеркнуть «молодость» грозы, подчеркнуть, что она первая, ранняя – автор использует имя богини молодости в древнегреческой мифологии Гебы – олицетворение красоты и юности.
Такое средство, как лексический повтор птичий гам и гам лесной и синонимы гам и шум подчеркивает пробуждение природы.
Украшением стихотворения является метафора солнца нити золотые.

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Сочинение по картине В.В. Мешкова.
II. Оборудование и приложения. Презентация «Золотая осень а Карелии»
Словарный диктант №1.
Антитеза (определение).
Дышащий ароматом моря воздух, рокочущий самолет, мечущийся огонек, гонящийся за мышонком кот, пышущий злобой злодей, предвидящий последствия человек, ненавидящий болезни пациент, выздоравливающий больной.
Слово учителя. 
Сегодня на уроке мы познакомимся с В.В. Мешковым, попытаемся разобраться в неповторимом своеобразии карельской осенней поры, чем Карелия так заинтересовала художника.
Осень многолика и прекрасна, ею вдохновлялись поэты и музыканты, художники обогащали цветами осени палитру своих красок.
(Слайд 3 – заставка «Осенний пейзаж»)
Осень  – самая застенчивая пора из времен года, и трудно проследить смену ее глубины ее застенчивости. Начинается она с присущей осени особенной тишины (Михаил Васильевич Нестеров «Осенний пейзаж») и, кажется, природа отдыхает от летних хлопот в ожидании более безмолвной зимы. В стихотворении «Осень»  Евгения Абрамовича Баратынского тишина первых дней осени настораживает предчувствием грядущего опустошения.

(Ученик(ца) читает стихотворение).
Перед вами репродукция самой известной «Золотая осень». Вы видите, что художнику удалось в своей картине передать радость осеннего отдыха. Скоро осень скинет золотой наряд, встречая приход зимы, а пока вдалеке зеленеет озимое поле, мы знаем, что весной жизнь снова возродится и все вернется на круги своя.
Поэты Карелии любят свой северный край, край озер, скал, леса и  белых ночей и посвятили Карелии немало прекрасных стихотворений. Много лет назад, околдованный волшебными видами Карелии, композитор А. Колкер написал музыку к стихотворению К. Рыжкова «Карелия». Послушайте ее.
Беседа.
Картина кисти В.В. Мешкова представляет собой живописный пейзаж Карелии. Карелия находится на севере России, и художник запечатлел на своем полотне буйство красок прощания суровой и величественной природы Карелии с коротким северным летом.
На переднем плане видны позолоченные ранней осенью березки, осинки, кусты; хилые елочки, приютившиеся на скалах и высокие сосны в обрамлении серовато-зеленых валунов.
Озерную гладь с отраженными в ней деревьями, а над всем этим – низкое небо в сероватых облаках.
То, что на картине изображен север, можно определить по хвойным

деревьям, а то, что это именно Карелия – по слегка холмистому рельефу, обилию каменистой почвы, скал и валунов, по озеру, очевидно, не единственному в этом суровом краю.
Автором использована широкая цветовая гамма: от теплых коричневых, золотисто-красноватых оттенков до холодных серо-зеленых и серо-голубых цветов. Цвета чистые, неброские передают торжественность суровой природы.
Картина растянута по горизонтали, чтобы передать протяженность, широту, простор карельской природы.
Картина пробуждает в нас чувство умиротворения, спокойствия и легкой грусти.
Словарная работа.
Ламбушка, ламба (диалект.) – небольшое лесное озеро.
Сельга (диалект.) – низкие, каменистые холмы.
Валуны – округлые гладкие большие камни.
Ландшафт – тип поверхности земли.
Колорит – цветовые сочетания.
Композиция – расположение, строение и соотношение частей произведений искусства.
Домашнее задание.
Сочинение по картине «Золотая осень в Карелии». 

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.