Правописание суффиксов имен прилагательных.    

    План-конспект урока 
    

    Суффиксы прилагательных и их правописание.

    План-конспект. Тема. Суффиксы, образующие прилагательные. Примеры, задания, таблица, презентация «правописание суффиксов прилагательных»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:04)
    Словарный диктант.

    2. Слово учителя (обзор, без конспектирования) Слайд 3-24. (время 0:12)
    Суффиксы, образующие прилагательные:
    -аст- (-ат-); -ал- (-ел-); -ев- (-ов-), [-j-]; -енск- (-инск-); -ив-; -ист-; -ит- (-овит-); -к-; -л-; -лив-; -оват- (-еват-); -тельн-; -уч- (-юч-, -яч-); -чат-; -чив-

    3. Запись опорного конспекта. Слайд 25-38. (время 0:20)
    Правописание суффиксов имен прилагательных на примерах:
    -ев-, -ив-: говорли́вый, учти́вый, фальши́вый, игри́вый; исключение: юро́дивый, ми́лостивый
    -оват-, -овит-, -ев-, -еват-, -евит-: деловой, даровитый, родовитый,
    речевой, замшевый, кольцевой
    -оньк-, -еньк-: плохонький, убогонький; хиленький, светленький, гладенький    
    -ск-: злодейский, шведский, советский, французский; исключение: одесский
    -к-: дурак – дурацкий, немец – немецкий, скользкий – скользок, узкий – узок; исключение: узбекский
    -ин-: -ск-: латинский, фрейлинский, воинский   
    -инск-: сочинский, пензенский, пресненский
    -енск-: коломенский, ливненский, керченский 
    -ск-: гигантский, французский, матросский; Омск – омский, Ейск – ейский
    -сс-: Дамаск – дамасский, Гданьск – гданьсский

    4. Закрепление.  Слайд 39. (время 0:06)
    Работа с учебником, выполнение упражнения

    5. Рефлексия. Домашнее задание.  Слайд 40. (время 0:03)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Я все эти годы бережно и с трепетом несу перед собой на своих руках этот светлый, хрустальный сосуд, имя которому - Беларусь. Несу, боясь его уронить, потому что очень уж он хрупкий и уязвимый.

А.Лукашенко,
президент Беларуссии






Статистика посещений
   Сегодня 105  Сейчас 3







Правописание суффиксов имен прилагательных.

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 42.
К уроку
презентация
формообразование и ударение для 10-11 классов

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Правописание суффиксов имен прилагательных."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-07-05

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока.  Правописание суффиксов прилагательных.
Содержание. Суффиксы, образующие прилагательные. Примеры, задания, таблица, презентация «правописание суффиксов прилагательных»

Проверка домашнего задания.
Словарный диктант №7
виолончель, попеременно, вестибюль, винегрет, виньетка, вкось (наречие), впервые (наречие), вкрутую (наречие), вперевалку (наречие), влёт (наречие), вовек (наречие), вниз (наречие), вмиг (наречие), в насмешку, внакидку (наречие), в обхват, впереди (наречие), внакладе (наречие), в обтяжку,  в обнимку, внешкольный, в обрез,  вничью (наречие), вперемежку, вновь (наречие)

Слово учителя (обзор, без конспектирования).
Суффиксы образует прилагательные
-аст- (-ат-) - называющие внешние качества, части тела живого существа, аксессуаров внешности человека: очкастый, носатый
-ал- (-ел-) - со значением «ставший таковым в результате действия»: устарелый, лежалый
-ев- (-ов-), [-j-] - со значением принадлежности живому существу: слесарев, прадедов, медвеж[j+а]; со значением материала, отношения к чему-то, кому-либо: грушевый, участковый
-енск- (-инск-) - обозначающие географические названия: ялтинский, пензенский
-ив- - со значением присущего

ему свойства, склонности, качества в некой степени: трудолюбивый, лживый
-ист- со значением - схожести с чем- или кем-либо : золотистый, блондинистый; - «в большей мере обладающий или тяготеющий к чему-либо»: пузыристый, лесистый, болотистый; - склонности к определенному действию: ершистый, размашистый
-ит- (-овит-) - со значением обладания в значительной мере каким-нибудь качеством: маститый, родовитый
-к- - со значением свойства к действию или проявленного под действием: топкий, ковкий
-л- - со значением по наименованию действия, остаточным признаком которым оно обладает в результате действия: светлый, умелый
-лив- - обозначающие действо, свойство или присущее качество: счастливый, молчаливый
-оват- (-еват-) - со значением - частичного свойства или сходства: плутоватый, рыжеватый; - ослабленного качества: синеватый, ярковатый
-тельн- со значением - способности к действию: деятельный, язвительный; - объекта действия: поразительный, обязательный; - выполняющего действия: строительный, осушительный; - имеющего связь с действием: спасательный, метательный
-уч- (-юч-, -яч-) - со значением качества: пахучий, колючий
-чат- - со значением обладания или количестве: чешуйчатый, узорчатый
-чив- - со значением «способный на

действо или проявление свойства»: сговорчивый, придирчивый

Запись опорного конспекта.
Правописание суффиксов имен прилагательных
Написание    Исключения
-ив- (под ударением), -ев- (без ударения):
после твердых согласных: -овит-
-евит- после шипящих, ц и мягких согласных  
-оньк- -еньк- После х, г, к, – суффикс -оньк-; в остальных случаях – -еньк-
-ск- В не образующих краткую форму  прилагательных и относительных прилагательных после т, д, с, з, ж и др
-к- В относительных от основы на ч, ц, к и в качественных прилагательных, образующих краткую форму (беглая гласная
-ск- от существительных на -ин
От названий географических на или -а/-я, -и/-ы: -инск-
От существительных с нулевым окончанием или беглым е в основе: -енск-                
Перед   -ск-  сохраняются согласные основы  т, д, з, с: гигант – гигантский, француз – французский, матрос – матросский.

Закрепление. 
Упражнение 228  (устно, по цепочке)

Домашнее задание. 
Упражнение  232

Комментарии к этому уроку:

Комментарий добавил(а): анна
Дата: 2017-11-18

отличный урок

Комментарий добавил(а): томила
Дата: 2019-10-15

очень интересный урок

Комментарий добавил(а): Наталья
Дата: 2021-03-08

Спасибо

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.