|
Фрагменты урока
Тема. Неполные предложения. Содержание. Двусоставные и односоставные неполные предложения: эллиптические, контекстуальные, ситуативные; их применение и сфера употребления. Примеры, задания, презентация к уроку. 1. Проверка домашнего задания. Задание. Определите вид (одно- или двусоставные) и опущенный член в неполном предложении. – Кто приехал? – Игорь из Калуги. – Приехал Игорь из Калуги. (Двусоставное, сказуемое) – На обратном пути зайди в продуктовый магазин. – Зайду, мама. – Зайду в продуктовый магазин, мама. (Односоставное, второстепенный член). В. Приведите пример контекстуального и эллиптического неполного предложения? Петр Васильевич гуляет с Дружком? Или Дружок – с ним? Тучка – на небе, Жучка – на травке, дед – на лавке. 2. Ситуативные неполные предложения. Бывают неполные предложения ситуативные. С ними мы встречались на прошлом уроке. Вспомните ситуацию с экзаменом: - Ну? - Пять! В. Кто даст определение ситуативных неполных предложений? В них пропущенный член определяется обстановкой, ситуацией, жестом. В. Почему неполные предложения нужны и характерны для
|
нашей речи? В устной речи НП компактнее, экономнее, эмоциональнее полных. В художественных произведениях НП придают речи смысловую краткость, непосредственность и живость. В пословицах НП сжато и красиво излагать народную мудрость, мысль, избегая тавтологии: В земле – черви, в воде – черти, в лесу – сучки, а в суде – крючки. Сравните: В земле имеются черви, в воде водятся черти, в лесу есть сучки, а в суде заседают крючки. В. Оправдана ли такая замена полными предложениями? 3. Анализ отрывка из пьесы «Недоросль» В. Уместна ли замена в пьесе неполных предложений полными? Почему? В. Итак, какова стилистическая необходимость в нашем языке НП? У НП есть в некоторых случаях определенные преимущества: придают речи краткость, естественность, непринуждённость и эмоциональность, а главное, выделяют новую информацию, акцентируют внимание на главном. 4. Разграничение односоставных и неполных предложений. Текст. (они) Возвратились с рыбалки. Нет подлежащего, он не опущен, его быть не должно. Главный член – глагол. Предложение односоставное. Текст. Он (находится) на рыбалке Опущен главный член – глагол, предложение неполное, двусоставное.
|
Текст. Ночь. Абсолютная тишина. Имеются только второстепенные члены, группы подлежащего. Предложения назывное. На севере ночь. В бескрайних просторах абсолютная тишина. Имеется второстепенный член группы сказуемого. Предложение неполное двусоставное. 5. Знаки препинания в неполных предложениях. На месте опущенного сказуемого в НП обычно ставится тире: Правая тропинка вела к сказочному домику, а левая – к пруду, покрытому яркими кувшинчиками. НП в составе сложного выделяются запятыми: Он сообщил, что не приедет. 6. Практическая работа. Задание. Запишите и определите – полные (П) и неполные (Н)предложения 1. С гор наступала непроглядная тьма. (П) 2. Постепенно рассветало. (П) 3. – Подайте, пожалуйста, соль. (П) 4. – Сей момент. (Н) 5. Алёша к ним, а они от него. (Н) 6. Осень. (П) 7. Мне тоскливо. (П) 8. Неожиданно в дверь поскреблись. (П) 7. Рефлексия. Домашнее задание. Составить конспект по плану (прилагается)
|