Глагол как часть речи.    

    План-конспект урока 

    Глагол как часть речи.

    

    Части речи: глагол

    План. Конспект. Тема.  Глагол: функции, формообразующие основы. Примеры, задания, таблицы «личные окончания», «основы», «спряжение», презентация «глагол – часть речи»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Запись опорного конспекта. Слайд 2-32. (время 0:30)
    А. Глагол как часть речи.
    Б. Смысловые значения на примерах: радоваться, смотреть, толстеть, лететь, мыть
    В. Формообразующие суффиксы инфинитива на примерах: думать, нести, мести, печь.
    Г. Функциональное значение инфинитива в предложении.
    Д. Наклонения на примерах: пришел, хотел бы, пой
    Е. Формы глаголов от формообразующих основ на примерах:
    - говорит, читаю (настоящее время)
    - пиши, говорите (повелительное наклонение) 
    - пишущий, говорящий (причастие, настоящее время)
    - говоря, читая (деепричастие, настоящее время)  
    - писал, махал (прошедшее время)
    - писал бы, махал бы (сослагательное наклонение)
    - махавший, мечтавший (причастие, прошедшее время)
    - написав, смахнув (деепричастие, совершенный вид)
    Ж. Спряжение глаголов.

    2. Работа с учебником. Слайд 33. (время 0:12)
    Выполнение учащимися упражнений учебника.

    4. Рефлексия.  Домашнее задание. Слайд 34. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)


Кащей Бессмертный хранил свою смерть в одном из двух яиц, сбивая с толку Иванушку.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 243  Сейчас 3







Глагол как часть речи.

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 56.
К уроку
презентация
проверочная работа

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Глагол как часть речи."
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-09-05

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока. Глагол как часть речи.
Содержание.  Функции глагола. Примеры, задания, таблицы «основы», «спряжение», «личные окончания», презентация «глагол – часть речи»

Запись опорного конспекта.
Глагол - часть речи, выражающее действие; основная функция  – сказуемое.
Глагол может называть действие:
- эмоциональное: обижаться, любить
- органов чувств: видеть, осязать
- изменения состояния, формы или наполнения: толстеть, слабеть, опустошаться
- движения: лететь, идти
- конкретное: мыть, прыгать
Начальной формой (н.ф.) является инфинитив, который называет или обозначает процесс безотносительно к какому либо лицу. Формообразующие суффиксы инфинитива;
-ть (думать, лететь)
-ти (пройти, нести)
-сть, -сти (есть, мести)
-чь (лечь, сечь, жечь).
Функции инфинитива:
- дополнение: Я попросила его

проверить почту.
- сказуемое: Сидеть тихо.
- определение: Петрович поставил себе цель решить уравнение.
- подлежащее: Сорить воспрещается!
- обстоятельство: Олег должен был заскочить обедать.

Наклонения глаголов.
- изъявительное – обозначает происходящее, произошедшее или ожидаемое действие: пришел, удивляюсь, увижу
- сослагательное или условное, которое не произошло, но желанно: Я хотел бы побывать в космосе
- повелительное, которое призывает к действию, может выражаться в форме приказа, просьбы или побуждения: Не пропустите своего счастья, господа!
Инфинитив может принимать значения любого наклонения:
Наше село не узнать. (изъявительное)
Если бы не сосед по даче, не видать бы мне письма, как своих ушей (сослагательное
Лазутчика накормить, напоить, а затем допросить без пиетета  (повелительное)

Основы.
У глагола

две формообразующие основы:
- настоящего времени:
ношу, говорит, читаю (глаголы, настоящее время)
пиши, говорите, рисуй (глаголы, повелительное наклонение)
пишущий, говорящий, играющий (причастия, настоящее время)
говоря, читая, указывая (деепричастия, настоящее время)
- инфинитива:
писал, махал, держал (глаголы, прошедшее время)
писал бы, махал бы, победил бы (глаголы, сослагательное наклонение)
писавший, махавший, мечтавший (причастия, прошедшее время)
написав, смахнув, откусив (деепричастия, совершенный вид)

Закрепление.
Упр. 263, 264

Рефлексия. Домашнее задание.
Упражнение № 265.
Подготовиться к проверочной работе №9 /формообразование и ударение/


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.