Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч .    

    План-конспект урока 

    Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч .

    

    План. Конспект. Тема.  Непроизносимые согласные,  сочетания непроизносимых согласных шч, сч, жч, зч, здч, стч. Примеры, задания, таблица, проверочная работа, презентация «правило правописания непроизносимых согласных»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. (время 0:04)

    2. Запись опорного конспекта. Слайд 2-22. (время 0:18)
    А. Непроизносимые согласные  д, л, т в корне слова.
    Б. Правило проверки непроизносимых согласных на примерах:  яростный – в ярости; под уздцы – узда.
    В. Слова, написание которых не определяется исходным корнем или  имеются непроверяемые корни: инцидент, прецедент, дерматин.
    Г. Зависимость различного написания слов от их смыслового значения. Составление таблицы.
    Д. изменение звучания к согласных корня перед суффиксами -ч-, -чик, -чив, -чин, -чат и правило проверки подобных слов.
    Е. Ошибки в буквосочетаниях  зч, жч, сч, здч, стя, шч  и правило их проверки.
    Ж. Буква ч перед суффиксами -н-, -ниц-, -ник- и исключения из правила.
    городошник, двурушник, набалдашник (хотя тюркское балдак – костыль), столешница.
    З. Буквосочетание шн

    3. Закрепление. Слайд 23. (время 0:07)
    Выполнение упражнений учебника.

    4. Проверочная работа. (время 0:14)
    Проверочная работа по материалам предыдущих уроков.

    5. Домашнее задание.   (время 0:02)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)


Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 24  Сейчас 6







Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч .

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 20.
К уроку
презентация
проверочная работа "правописание сомнительных согласных в корне" (2 варианта)

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч . "
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-11-12

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч . "



Класс     Фамилия

Вариант 0

ПРАВОПИСАНИЕ СОМНИТЕЛЬНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ.

ЗАДАНИЕ.  Вставьте пропущенную букву

Задви_ка, зубре_ка, вя_кий, сла_кий, многотира_ка, мона_ка, рого_ка, шотлан_ский, наез_ница, теле_ка, норве_ка, обло_ка, пробе_ка, прома_ка, стри_ка, молоде_ь, оши_ка, дохо_, разве_ка, бесхитрос_ный, аген_ство, здра_ствовать, извес_ный, пас_бище, чу_ствовать, я_ственный, ужас_ный, умес_ный, подска_ка, чес_ность, час_ный, гру_чик, сле_ка,.

Адре_,  босоно_ки,  вбро_,  голу_ка,  доба_ка,  жиле_ка,  запа_,  коро_ка,  накоро_ке,  муля_,  проры_, ланды_.
Апокри_,  бирю_,  бро_кий,  гор_,  дога_ка,  издер_ки,  запи_ка,  кра_,  ледохо_, нали_ка,  отме_ка,  мар_.
Алма_,  библиогра_,  доба_ка,  голлан_ка,  декаден_,  ирби_,  задви_ка,  переса_ка, подста_ка,  моро_,  ло_ка,  скор_ь.
Аню_ка, бли_кий, верблю_, грамо_ка,  дро_ки,  заплы_,  жи_кость,  коля_ка,  мира_,  науга_ , подве__ка.
Аккор_,  бере_,  горо_ки,  дол_,  дымохо_,  изги_,  зале_ь,  коко_,  ла_,  майоне_, наза_,  решё_ка.
Астерои_,  блю_,  загото_ка,  геркуле_,  докла_чик,  изли_ки,  закла_ка,  кону_, ме_сестра,  мы_ка,  наро_,  погру_ка.
Аль_,  боро_ка,  глу_ь,  бро_ка,  гер_,  гла_кий,  запре_,  жу_кий,  мясору_ка,  палиса_,  бя_ь,  бу_ва, бракера_.
Атла_,  блю_це,  вет_ь,  гло_ка,  доро_ка,  иерогли_.

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока.  Непроизносимые согласные и сочетания шч, сч, жч, зч, стч.
II. Оборудование и приложения. Презентация.

Проверка домашнего задания.

Запись опорного конспекта.
В русском языке мы часто встречаемся со словами с корнями, сочетающими несколько согласных, один из которых не произносится. Сравните: солнце, властный, поздно, голландский, сердце …   Эти согласные  д, л, т  называются непроизносимыми.
Для проверки подобных корней необходимо изменить, чтобы после проверяемого (непроизносимого) звука шёл гласный  звук, т.е. согласный произносился бы отчетливо. Примеры: яростный – в ярости; под уздцы – узда;  пастбище – пасти.
Слова, в которых: -написание не определяется корнем, например: плеснуть (но! плеск), блеснуть (но! блестеть); -нет непроизносимых согласных, хотя они и «мимикрируются» под таковые, например: гнусный, опасный, ужасный, словесный, небесный; -имеются непроверяемые корни: инцидент, прецедент, дерматин.
Необходимо выработать навыки «с лёту» различать слова: проблески, блеснуть / блёстки,  блестеть,
искусник, искусный,  искусно, искусность / искусство, искусственный (вторая с принадлежит к суффиксу -ств-)
конъектура (лат.) – 

предположение, догадка, реставрация рукописи или  отсутствующей в части её) / конъюнктура – какое-нибудь положение в общественной жизни
косный (неподвижный, тяготеющий к привычному), косноязычный / костный (от слова «кость»), костный туберкулез.
яства (яство, от старослав.  ясти – есть) / явный, явствовать, явственный, явственно (явь)
Иногда перед суффиксами с буквы ч (-ч-, -чик, -чив, -чин, -чат) согласные корня при произношении меняют звучание. Например, летчик произносится как [леччик], т.е. звук  т  в корне преобразуется в звук ч, а слово образчик звучит как [обрашшик], т.е. сочетание зч меняет звучание на  ш`ш`.
«Сомнительность» подобных слов легко проверяется обычным морфемным анализом: обидчивый – обида, солдатчина – солдат.
Ошибки в подобных словах происходят, как правило, когда буквосочетания зч, жч, сч, здч, стя, шч  произносятся как ш`ш` , то есть звук, сходный с щ, например: песчаный, перебежчик, веснушчатый  и вощаной, дощатый, лощеный.
Чтобы разобраться в подобных написаниях, надо запомнить, что буква щ относится корню и заменяет ск, ст, т в родственных словах: воск – вощаной, доск(а) – дощатый, лоск – лощёный, толстый –толще, свет – освещение.
Ч пишется: перед -н-, -ниц-, -ник- когда основа оканчивается буквой ц, к или

ч: яйцо –яичница; булка – булочная; пустяк – пустячный; очки – очечник; перец – перечница, подсвечник - свеча.
Исключения: городошник, двурушник , набалдашник (хотя тюркское балдак – костыль), столешница.
Буквосочетание шн закрепилось в фамилиях: Калашников (калач), Рукавишнков (рукавица), Столешников  (столец) переулок, калашный (калач) ряд;
-в отчествах, оканчивающихся на -ична: Саввична, Лукинична, Никитична.
ш пишется: -перед -н-, -ниц, -ник- в произведенных словах с основой на  букву х (чередование  х/ш): утешный – утеха, успешный – успех, наушник – ухо, суматошный – суматоха; -в словах от наречий с применением суффикса  -шн-:  сегодняшний, вчерашний, домашний;-в словах от несклоняемых существительных с применением суффикса  –шник: киношник (кино), лотошник (лото), доминошник (домино). 

Закрепление.   Упражнение 128, 129.

Проверочная работа /прилагается/

Домашнее задание.   Упражнение 127; подготовиться к проверочной работе №3 (словообразование и ударение)


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.