Фонетика, графика, орфография.    

    План-конспект урока 

    Фонетика, графика, орфография.

    

    План. Конспект. Тема. Йотированные буквы. Функции букв ь и ъ. Фонетические процессы, омофоны, ассимиляция и диссимиляция слов, орфоэпия. Примеры, задания, тест, презентация «фонетика, графика, орфография».

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:04)
    Задания ученикам по выбору на синтаксический разбор предложения.

    2. Повторение раздела «Фонетика». Слайд 3. (время 0:04)
    Вопросы к классу, ответы на которых составят план урока.

    3. Беседа. Слайд 4-9. (время 0:12)
    А. Вопросы к классу, содержащие определение фонетики как науки, различие букв и звуков, различие в произношении гласных и согласных звуков
    Б. Вопросы к классу о парах по глухости-звонкости, мягкости-твердости, которые образуют согласные звуки, о согласных не имеющих такой пары.
    В. Беседа с классом по йотированным буквам.
    Г. Определение в форме беседы функций Ь и Ъ.

    4. Слово учителя. Слайд 10-19. (время 0:12)
    А. Вводное слово учителя о фонетических процессах, происходящих в русском языке.
    Б. Понятие о омофонах, примеры омофонов: поджёг (глагол)  дом – поджог (сущ.) строения.
    В. Разбор процессов ассимиляции и диссимиляции в языке с примерами.

    5. Запись опорного конспекта. Слайд 20-24. (время 0:15)
    А. Фонетические процессы происходящие с согласными звуками: оглушение, озвончение, усиление различий, упрощение групп согласных.

    6. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 25-30. (время 0:12)
    А. Понятие об  орфоэпии. 
    Б. Произношение слов с чн.
    В. Буква е в заимствованных словах, нарушение закономерности смягчения согласных в некоторых случаях.

    7. Слово учителя.  Слайд 31. (время 0:03)
    Ударение и роль ударения в русском языке. Примеры подвижности ударения.

    8. Закрепление Слайд 32. (время 0:09)
    А. Памятка фонетического разбора.
    Б. Фонетический разбор произвольных слов.

    9. Беседа. Слайд 35-36. (время 0:05)
    Вопросы к классу по фонетическим процессам, происходящих в произвольно выбранных словах.

    10. Проверочная работа. Слайд 37-38. (время 0:11)
    Задания ученикам со слайдов презентации или по заранее подготовленным листам.

    11. Домашнее задание. Слайд 40. (время 0:03)

    * Результаты хронометража учебного времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)Урок русского языка в 8 классе. Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате


-Я с молодых лет... всегда работал первым лицом.

В.Черномырдин,
премьер-министр РФ






Статистика посещений
   Сегодня 51  Сейчас 2







Фонетика, графика, орфография.

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 2.
К уроку
презентация
тест (2 варианта)
проверочная работа (2 варианта)
ответы к тесту и проверочной работе

Фонетика, графика, орфография.
Картинка урока
Фонетика, графика, орфография.
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-04-10

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Фонетика, графика, орфография."



Класс  Фамилия                                             Вариант 0

Фонетика, орфография

Часть А
А1. Укажите ряд,  где выдeленные буквы в обоих словах мягкие согласные звуки.
1)  дебют, темп                      2)  теннис, пионер
3)  терраса, берет                   4)  морфема, модель

А2. Где правильно выделена буква обозначающая ударение?
1) звОнит                       2)   кухОнный       
3)  тортОв                      4) нЕ дал

АЗ. Укажите ряд где пропущена безударная гласная в корне проверяемая ударением ?
1)  пол..жить, р..сточек                2)  б..реговой, аб..жур
3)  пл..вец,   заг..рать                   4)  разл..чать, ед..ница

А4. Укажите ряд с одной и той же пропущенной буквой?
1)  ра..пахать,  бе..размерный          2)  пр..лестный, пр..бывать (в деревню)
3) зан..вес, п..ношенный                  4)  пр..дедушка, под..рвать

А5. Укажите ряд, где в словах пропущена буква Т?
1)  напрас..ный, отвес..ная (скала)         2) колес..ница, отве..чик
3)  опас..ливый, буревес..ник                 4)  мес..ный, окрес..ный

Часть В
В1. Найдите и запишите слова с ударением на третий слог.
Работа, начатая по договору осенью, вошла в выставочный каталог.
Ответ:

В2. Выпишите слово где гласная буква выражает два звука.
Картины молодых художников были выставлены на юге  города.
Ответ:

Часть С
С1. Опишите случаи, когда Е, Ё, Ю, Я выражают два звука.
Ответ:

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Фонетика, графика, орфография.
II. Оборудование и приложения. Тесты, презентация.

Проверка домашнего задания.
Синтаксический разбор предложения.
Повторение раздела «Фонетика».
Задание. Запишите ответы в столбик.
В. Изучает звуки речи. Раздел науки (?) Фонетика.
В. Самая малая единица языка. Название (?) Звук.
В. Слово ЗВУК. На греческом языке (?) Фонема.
В. Протяжные звуки, образуемые при участии голоса свободным проходом воздуха во рту. Название (?) Гласные.
В. Делятся гласные на…. Название (?) Ударные и безударные
В. Согласные звуки. Количество (?) 21 согласных звука
В. Прочитайте ответы.  Как можно назвать список, который у вас получился? План урока.
Беседа.
Запомните!  Не обозначается мягкость апострофом у [й], [ч], хотя в учебниках вы можете это иногда увидеть; звук [ш′]  – это буква щ, а черта сверху означает удвоенный (долгий) звук:
чаща – [чаш′а], щека – [ш′ика], панно – [пано], масса – [маса]
В. Назовите функции Ь и Ъ и приведите примеры.
Ъ – всегда разделительный. У мягкого знака три функции.
Ь – разделительный: семья. Ь – смягчающий: шаль. Ь – показатель грамматической формы: читаешь– глагол 2 лица, единств. числа;
намажь

– глагол повелительного наклонения;  глагол в инфинитиве – петь;
в наречиях после шипящих – наотмашь; тишь – женский род, 3 склонение; ишь – в частицах после шипящих; 
Сравните: в слове зонтик ь не пишется, т.к. второй согласный не смягчается при изменении слова: зонты.
Слово учителя.
Во время речи звуки в результате влияния друг на друга претерпевают изменения, которые и называются фонетическими процессами. Они подчиняются определенным правилам.
В. Что такое омофоны?
Мы должны быть благодарны греческому языку, который подарил русскому много названий терминов, как, например, слово омофоны, что в переводе означает «подобный по звучанию»
Омофоны – это слова, а иногда и соединения слов, различные по написанию и смыслу, но звучащие одинаково: плод – плот, луг – лук.
Омофоны являются разновидностью омонимов, но омофоны могут объединять разные части  речи: поджёг (глагол)  дом – поджог (сущ.) строения.
Вот примеры омофонов (выделенные слова) в словосочетаниях: поговорим  ПРО ВОДКУ – сменить ПРОВОДКУ
Если в конце  два согласных, то оглушаются оба:
груздь – [rpyc'т'], подъезд – [пΛдjeст].
Не подвергаются оглушению сонорные согласные: вор, ствол, дом, кон.
Распространённые фонетические процессы вам малознакомы:  ассимиляция и ее противоположность –

диссимиляция.
Ассимиляция (лат) – это уподобление – фонетический процесс, состоящий в уподобление звуков.
Диссимиляция, напротив, заключается в расподоблении по этим же признакам.
В. Как мы произносим слово лёгкий?
лё[х]кий, а не лё[к]кий.
То есть изначально имея два смычных звука, получаем при диссимиляции сочетание звуков «щелевой + смычный». Как видим, произошло расподобление по артикуляционному признаку способа образования.
Слово учителя с элементами беседы.
Итак, фонетику мы повторили. Давайте вспомним
В. Что такое орфоэпия? 
Раздел фонетики, изучающий нормы произношения.
Именно орфоэпия следит за произношением слов, чтобы особенности местных говоров не влияли на литературный  и разговорный языки.
Давайте поговорим о некоторых правилах произношения.
Закрепление. 
Памятка. План фонетического разбора /прилагается/.
Проверочная работа.
Выполните задания, выданные вам на листочках (на выбор)
Домашнее задание.
Упражнение 5, 8, 9.


Комментарии к этому уроку:

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.