План. Конспект. Тема. БСП, ССП, СПП; связи сложных предложений. Примеры, задания, презентация к уроку «предикативные части предложения».
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени)*
1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:02)
Беседа с классом о неточностях, допущенных в материале параграфа домашнего задания.
2. Слово учителя. Слайд 3. (время 0:02)
Вводное слово учителя перед просмотром видеоурока «связь частей в сложном предложении»
3. Способы связи в сложных предложениях. Слайд 4-25. (время 0:12)
А. Простое и сложное предложение на примерах: Нельзя одновременно учить уроки, смотреть телевизор и говорить по телефону. Я учу уроки, Марфа Ивановна разговаривает с подружкой.
Б. Бессоюзные (БСП) и союзные сложные предложения на примерах: Взошло солнце, веселые лучики, отражаясь от окон, заиграли на листьях деревьев. Грозовые тучи закрыли солнце, и огромная тень легла на город.
В. Сложносочиненное предложение (ССП).
Сочинительные союзы – средство связи в ССП: Зигзаг молнии прорезал темнеющее небо, и тотчас раскатисто прогрохотало.
Г. Сложноподчиненное предложение (СПП).
Подчинительные союзы – средство связи в СПП: Я никак не мог понять, что означали эти странные знаки.
Д. Сложные предложения с различными видами связи: За околицей раздался молодецкий свист, и все поняли, что Вася возвратился с ночной.
4. Фронтальный опрос. Слайд 26, 30-32. (время 0:07)
Фронтальный опрос происходит параллельно с индивидуальной работой учащегося у доски, которому выдана карточка опроса.
5. Понятие о предикативной части предложения. Слайд 27-29. (время 0:07)
Пример предикативности: Радуйся, Владимир! – Обладает предикативностью. Уборка квартиры. – Не обладает предикативностью.
В. Вопросы к классу по сложным предложениям: их отличие от простых, союзных от бессоюзных, ССП от СПП.
6. Проверка работы, проведённой учеником у доски. Слайд 33-35. (время 0:07)
Проверка силами класса индивидуальной работы ученика у доски.
7. Слово учителя. Подведение итогов работы. Слайд 36-43. (время 0:05)
А. Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
Б. Памятка «Порядок работы со сложными предложениями».
8. Домашнее задание. Слайд 8-9. (время 0:03)
* Результаты хронометража учебного времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.