|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Строение текста. Стили речи. Виды связи предложений. II. Оборудование и приложения. Презентация.
Словарная работа. Для правильного написания некоторых слов необходимо знать историю их происхождения, фонетические, морфемные и смысловые изменения, которые произошли с ними с течением времени. Например: Непреклонный – восходит «преклонить колени», (поклон – клон). Прекословить – восходит к «наперекор (преко) к чему-то, кому-то» синоним – перечить). Преследовать – идти по следу, настигать по следу. Преступник – от преступить (переступить) за грань дозволенного, закона. Прилежание – от прилегать (прилагать усердие) к труду, к учению. (Преподавать – от передавать (знания).
Проверка домашнего задания. Словарная диктовка на одно правило, с выборным объяснением значения слова. Прибывать к станции, придавать силы, предавать
|
соратника, пребывать в резиденции, презирать труса, призирать сироту, преклонятся перед талантом, преемник директора коммунального хозяйства, приступить к работе, преходящий (кратковременный, недолговечный) успех, приклоняться к земле, преступать закон, старинное предание, радиоприемник, преступный замысел, превратности судьбы, неприступная крепость, приданное невесты, приходящая уборщица.
Слово учителя. Текст как единица речи. В языке есть слово, текста в готовом виде не существует. Чтобы он существовал, его надо построить из слов, сконструировать. Конструкция текста имеет свои свойства, признаки: 1. Заглавие – отражает тему текста и зависит от него. 2. Тема – отражает смысловое содержание текста. 3. Идея, основная мысль – то, что до нас хотел донести, в чем хотел убедить автор текста. 4. Делимость текста на смысловые части: 5. Структурное и смысловое единство всех частей. 6. Завершенность
|
композиции (смысловое возвращение к началу или заглавию текста) 7. Единство стилистики (официально-деловой, художественный, научный, разговорный, публицистический)
Беседа. В. Охарактеризуйте каждому из перечисленных стилей, назовите их стилистические особенности.
Слово учителя. Цепная связь. Текст А. Блока. Параллельная связь. Текст Р. Рождественского.
Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту №1. Индивидуальное задание. 1. Подготовить сообщение о художнике В.В. Мешкове /презентация/. 2. Сообщение о Карелии /презентация/. 3. Осень в изображении поэтов и писателей (например, поэт Е. А. Баратынский, стихотворение «Осень» или другие авторы). 4. Осень в изображении художников /презентация/.
|