|
Фрагменты урока
Правописание безударных гласных в корне. I. Тема урока. Комплексное повторение (состав слова, орфография, морфология, лексика). Правописание безударных гласных в корне. II. Приложение. Презентация.
Запись опорного конспекта. Во избежание ошибок в написании безударного гласного в корне, следует: 1) определить тип безударный гласной: чередующийся, проверяемый или непроверяемый ударением; 2) подобрать проверку гласного в корне:
А. проверяются ударением: необходимо определив значение корня слова, подобрать однокоренное, чтобы определяемое гласное было под ударением (раздража́ть — дра́знит, журавли́ — жура́вль,).
Б. непроверяемые необходимо проверка
|
написания по словарю: интеллиге́нт, атмосфе́ра, привиле́гия
В. чередующиеся необходимо определить гласную в корне: касаться, расположить, собирать, заря́
Если под ударением ё, в безударных однокоренных словах пишется е (звёзды – звезда́). Не проверяются а – о в корне глаг. (опозда́ть проверяем словом по́здно, но не опАздывать) Не проверяются сочетания ла, ра сочетаниями оло, оро, хотя короткий – короче. Сочетания ла, ра присущи старославянскими корням (влачить, брадобрей, облака).
Запомните! Дети с е, дитя, дитятко с и; сидеть, сидя, сидение, сиделка с и, а седок, седло с е. В корнях с чередованием выбор безударной гласной определен правилами связанными с: а. ударением; б. следующим за корнем
|
суффиксом; в. согласной, после гласной в корне; г. значением корней
Словарная работа. Наважде́ние (на + вадити — манить, обманывать, клеветать) Обаяние (о + бАять — околдовывать словами, говорить красиво; рассказывать байки; краснобай). Плывун (геолог.) – неустойчивый слой мелкого песка, обильный водой.
Предупредительный диктант /прилагается/.
Диктант с объяснением знаков препинания и орфограмм /прилагается/.
Домашнее задание. а. Продолжите ряд устойчивых сочетаний + упр. №13; б. Найдите в словаре значение фразеологизма зорю играть.
|