Слова категории состояния    

    План-конспект урока 

    Слова категории состояния

    

    Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение.

    План. Конспект. Тема. Разряды слов категории состояния. ЕГЭ: аргументация собственного мнения. Правило, примеры, задания, проверочная работа, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:04)
    Выполнение учениками проверочной работы «формообразование и ударение»

    2. Слова категории состояния (СКС). Слайд 3-16. (время 0:04)
    А. Понятие о СКС.
    Б. Определение СКС по
    - лексическому значению на примере: Ей и грустно и одиноко…
    - морфемному признаку на примере: В саду было солнечно, но прохладно.
    - синтаксической функции на примере: Стыдно, девушки, стыдно.
    Б. Выполнение СКС функции сказуемого, пример: Грех куражиться над бедностью.
    В. Отличие СКС от других частей речи: Мне спокойно – море спокойно (по синтаксической функции), нельзя (по форме словоизменения)

    3. Употребление слов категории состояния. Слайд 17-20. (время 0:04)
    А. Употребление с СКС в качестве дополнения других частей речи: Свободно и легко на душе от добрых слов
    Б. Примыкание к СКС инфинитива: Муторно находиться дома без дела.
    В. СКС с глаголами в роли связки: Было влажно. К вечеру внезапно стало душно. Сделалось жарко.

    4. Разряды слов категории состояния по происхождению. Слайд 21-24. (время 0:06)
    А. на -о: свежо, жарко, тоскливо, душно, удобно
    Б. имеющие степени сравнения
    - простую: У Потаповых (по)веселее было.
    - превосходную: Всего обиднее было невиновным.
    В. образованные от существительных: Лень идти на работу.
    Г. Неизменяемые слова: Всем нельзя курить.

    5. Разряды слов категории состояния по значению. Слайд 25-31. (время 0:06)
    А. Качественные состояния:
    - окружающей среды: Было ветрено и влажно
    - интеллектуального: Понятно было, что задача не имеет решения.
    - душевно-эмоционального: Зябко ему стало. Стыдно было от упреков.
    Б. Модальные выражающие:
    - оценку: Было бы правильно премировать их за труд. Красиво в горах
    - пространство, время: Идти им далеко. Уже поздно.
    - возможность, необходимость: Невозможно поверить собственным глазам.

    6. Закрепление. Слайд 32. (время 0:06)
    Работа с учебником. Выполнение учениками заданий учебника.

    7. Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение. Слайд 33-36. (время 0:12)
    Аргументация собственного мнения.
    а. тезис; б. аргументация; в. вывод.

    8. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 37. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)


Тянутся по небу корневища трав.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 112  Сейчас 18







Слова категории состояния

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 69.
К уроку
презентация,
проверочная "формообразование и ударение",
словарные диктанты для 10-11 классов,
как писать сочинение

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Слова категории состояния"
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-10-26

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Слова категории состояния"



Класс     Фамилия

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №11

Задание. Образуйте родительный падеж множественного числа
кегля
простыни
дровни
грабли 
тети
дяди
скатерть
злыдни
распри
козни

Задание. Расставьте ударения.
диоптрия,  еретик, доцент, донага, дремота, долбит, духовник, догмат, дочерна

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока. Слова категории состояния.
Содержание. Разряды СКС. Аргументация собственного мнения в сочинении ЕГЭ. Примеры, задания, проверочная работа, презентация.
1. Проверка домашнего задания.
Проверочная работа №11 (формообразование и ударение)
Выполните задания, выданные вам на листах
2. Слово учителя.
Сегодня мы поговорим о словах категории состояния, которые ученики путают с наречиями и прилагательными.
Путаница происходит не только в головах школьников.
Одни ученные считают эти слова самостоятельной речью (имя состояния), другие выделяют их в группу наречий, третьи относят к СКС и кр. прилагательные и наречные выражения. Мы, в отличие от великомудрых ученых, не будем множить сущности и просто, без суесловий разберем, что есть вышеупомянутые слова.
3. Слова категории состояния (СКС).
СКС выражает настроение или состояние живого существа, оценку окружающей природы или действий.
Слова категории состояния определяются по:
- лексическому значению (состояние): Ей и грустно и одиноко…
- морфемному признаку (специфических признаков нет, большинство слов имеет суффикс -о): В саду

было солнечно, но прохладно.
- синтаксической функции: Вам будет скучно… Стыдно, девушки, стыдно. СКС – это слова, которые в безличных предложениях входят состав сказуемого или выполняют его функцию: Мне недосуг пререкаться с невеждой; Надо спешить; Грех куражиться над бедностью.
4. Отличие от других частей речи.
- омонимичны к наречиям и кр. прилагательным: Мне весело (СКС) – Он весело подмигнул (наречие). Мне спокойно (СКС) – море спокойно (кр. прилагательное).
Эти омонимы различны. СКС в БЛ предложении выражает состояние, в отличии от наречия (признак действия) и кр. прилагательного (признак предмета);
- не изменяются, но многие имеют степени сравнения: можно, нельзя, стало веселее;
-не зависимы, от них, напротив, зависят другие слова, например: глупо выглядеть (примыкание), холодно мне (управление)…
5. Употребление слов категории состояния.
С СКС употребляются в качестве дополнения местоимения и существительные: Мне страшно (страшно – сказуемое, СКС; мне – дополнение);
К СКС может примыкать инфинитив: Муторно находиться дома без дела (муторно находиться – сказуемое).
6. Разряды слов категории состояния по происхождению и значению.

По происхождению: а. на -о, омонимичные кр. прилаг. и наречиям: свежо, жарко, весело; б. образованные от существительных: охота, грех, стыд; в. неизменяемые слова: нет, надо, жаль
По значению: а. качественные: пасмурно, интересно, больно; б. модальные: верно, высоко, должно
7. Подготовка к ЕГЭ. Аргументация собственного мнения.
Должно быть выражено ваше мнение по проблеме. При этом не важно ваше согласие с автором или не согласитесь. Важно аргументировать свою позицию отдельными предложениями, т.е. формального «я (не) согласен» недостаточно. Например, ваша позиция: Богуславский И.И. уверен в том, что природа претерпевает необратимые изменения в результате деятельности человека и призывает к законодательному запрету вредных (по его мнению) окружающей среде производств. Я (не) согласен с автором и (не) считаю, что человечество должно в изменить отношение к природе
8. Домашнее задание.
Задание на неделю. Подготовиться к словарному диктанту №12


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.