Правописание падежных окончаний имён существительных.    

    План-конспект урока 

    Правописание падежных окончаний имён существительных.

    

    План. Конспект. Тема.  Окончания существительных, правописание падежных окончаний. Примеры, задания, таблица падежных окончаний, презентация «падежные окончания имен существительных».

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:06)
    Выполнение учениками словарного диктанта.

    2. Запись опорного конспекта.  Слайд 3-23. (время 0:19)
    А. Составление таблицы «Е  и  И  в  окончаниях существительных».
    Б. Падежные окончания русских и иностранных фамилий.
    В. Варианты падежных окончаний существительных на примерах: песка — песку, саперы, авиаторы, доктора, директора
    Г. Различия стилистические и смысловые между формами существительных.
    Д. Нулевые окончания  существительных: брюки – брюк, грузины – грузин.
    Е. Выбор окончаний в существительных женского рода: песня – песен – песней

    3. Материал для тренировки.  Слайд 24-28. (время 0:12)
    А. Задание ученикам на обозначение склонения и падежа  существительных. 
    Б. Задание ученикам на составление словосочетаний с употреблением

    4. Работа с учебником. Слайд 29. (время 0:05)
    Закрепление материала. Выполнение упражнений учебника.

    5. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 30. (время 0:03)
    Вопросы к учителю по теме, запись домашнего задания.

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 10 классе. Правописание глаголовУрок русского языка в 10 классе. Отрицательные и неопределенные местоименияУрок русского языка в 10 классе. Частица как часть речи.Урок русского языка в 10 классе. Глагол как часть речи.Урок русского языка в 10 классе. Употребление и правописание местоимений.Урок русского языка в 10 классе. Контрольная работа "имя числительное"Урок русского языка в 10 классе. Проверочная работа "Предлог, союз"


У костра сидели два человека и одна женщина.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 378  Сейчас 7







Правописание падежных окончаний имён существительных.

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 36.
К уроку
презентация
формообразование и ударение для 10-11 классов

Правописание падежных окончаний имён существительных.
Презентация
Правописание падежных окончаний имён существительных.
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-01-16

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


Фрагменты урока 

I. Тема урока.  Правописание падежных окончаний имён существительных.
II. Оборудование и приложения. Презентация «окончания существительных»
Проверка домашнего задания.
Словарный диктант №6
великорус, вегетарианский, веранда, вакуум, верфь, вакханалия, вертишейка, варежка, вернисаж, ваттметр, вермишель, в диковинку, велеречивый, великоросс, вблизи (наречие), вдребезги (наречие), вбок (наречие), вверх (наречие), вброд (наречие), вдогонку (наречие), ввиду (предлог), ввысь (наречие), вволю (наречие), вдобавок (наречие), вдалеке (наречие)
Запись опорного конспекта.
Русские фамилии на -ин, -ын, -ев, -ёв, -ов в тп имеют окончание -ым: Белов – Беловым, Соловьёв – Соловьёвым,  Птицын – Птицыным
Иностранные –  на -ин, -ов, имеют окончания -ом: (фон) Белов – беловом, Чаплин – Чаплином, Дарвин – Дарвином.
В качестве вариантного окончание -у (-ю) есть:
в вещественных существ. при:
-указании количества: фунт сахару, чашка чаю, кусочек сыру;
-при указании части целого: пролить чаю, отсыпать сахару (но: запасы чая, хранилище сахара).
собирательных и отвлеченных со словами  мало, много:

много народу, мало шуму;    
в фразеологических словосочетаниях: дать маху,
Окончания -ы (-и) бывают у существительных, образованных от иностранных:
-на -ер (-ёр): саперы, инженеры;
-неодушевленных на -сор, -тор: процессоры, манипуляторы;
-одушевленных на -тор, при сохранении существительным оттенка книжности: авиаторы, ректоры, авторы.
-а (-я) у существительных на –сор, -тор употребляются в случаях, когда они стилистически нейтральны: доктора, директора, профессора.
Примечания. Могут проявляться различия между формами существительных:
- стилистические: лектора (прост.) – лекторы (нейтр.),  шофера (проф.) – шофёры (нейтр.).
- смысловые: учители (наставники) – учителя (преподаватели) – лагеря (учреждения) – лагери (группировки)
Материал для тренировки. 
Задание 1. Запишите, обозначьте падеж, склонение существительных, объясните смысл фразеологизмов.
Быть в своей тарелке  /  3 скл. п.п.
Одеться с иголочки  / 1 скл. р.п.
Виден как на ладони / 1 скл. п.п.
Висеть на телефоне / 2 скл. п.п.
Последняя спица в колеснице / 1 скл. п.п.
Родиться в сорочке / 1 скл. п.п.
Гадать на кофейной гуще / 1 скл. п.п.
Толочь воду в ступе / 1 скл. п.п.

Скользить по поверхности / 3 скл. д.п.
Припирать  к стенке / 1 скл. д. п.
Ходить по краю пропасти /3 скл. д.п.
Семь пятниц на неделе /  1 скл. п.п.    
Задание 2. Составьте словосочетание, употребив нужные предлоги; объясните правописание окончаний:
Выступить, конгресс;  родиться, Россия;  предлагать, заметка; справиться, здоровье; слушать, вежливость; ошибка, изложение;  отойти, пристань; мечтать, счастье; плачешь, радость; возвращаться, станция; деревья, иней; знаки, предложение; картины, галерея; ошибиться, расчет;  экспонат, музей; задохнуться, злость; говорить, живопись; гулять, аллея;  растение, гербарий; приехали, Мария Ивановна; письмо, Софья Владимировна; позаботиться, Евгения Ильинична; встретиться, Юлия Дмитриевна.
Закрепление.     
Упр. 185, 189 (устно).
Рефлексия. Домашнее задание.  
Упражнение 193
Задание на неделю. Подготовиться к проверочной работе №6 (формообразование и ударение) /прилагается/.


Комментарии к этому уроку:

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:

    Русский язык и литература для учителей и учеников. Copyright © 2013.