Состав слова. Словообразование.    

    План-конспект урока 

    Состав слова. Словообразование.

    

    План. Конспект. Тема. Образование слов, часть слова. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор слова. Способы словообразования. Примеры, задания, тест «орфография,  морфология», презентация «состав слова, словообразование».

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 1-15. (время 0:07)
    А. Опрос по пройденному ранее материалу с применением активной игры «да или нет».
    Б. Самостоятельное определение учениками темы урока с помощью наводящих вопросов учителя.

    2. Распределительный диктант. Слайд 16-17. (время 0:10)
    А. Задание классу  на распределение слов по способу образования.
    Б. Проверка и анализ распределительного диктанта.

    3. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 18-32. (время 0:15)
    А. Беседа о детских неологизмах.
    Б. Понятие о словообразовании и морфемике.
    В. Значение морфем в слове на примере предложения Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

    4. Словообразовательный и морфемный разбор слова. Слайд 32-38.  (время 0:10)
    А. Задание классу на разбор по составу сложного слова путем ответов на вопросы учителя.
    Б. Составление памятки «порядок словообразовательного и морфемного разбора слова».
    В. Значение слов аффикс, префикс, интерфикс

    5. Слово учителя. Слайд 39-40.  (время 0:05)
    Напоминание о формообразующих суффиксах.

    6. Беседа. Слайд 41-43.  (время 0:04)
    А. Вопросы к классу о словообразовательных аффиксах.
    Б. Повторение правописания приставок.

    7. Закрепление.  Слайд 44-46.  (время 0:08)
    А. Игра-задание «Найдите четвёртое лишнее слово».
    Б. Задание классу на словообразовательный разбор слов.

    8. Проверочная работа. Слайд 47. (время 0:25)

    9. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 48. (время 0:04)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)Урок русского языка в 8 классе. Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате


Из всех женских прелестей у Марии Болконской были только глаза.

Из школьных сочинений






Статистика посещений
   Сегодня 51  Сейчас 2







Состав слова. Словообразование.

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 7.
К уроку
презентация
тест (2 варианта)
ответы к тесту
домашнее задание

Состав слова. Словообразование.
Картинка урока
Состав слова. Словообразование.
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-04-10

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Состав слова. Словообразование."



Класс        Фамилия                                                                    
   Вариант 0

Словообразование, орфография,  морфология.

Часть А
А1. Назовите способ образования слова ПО-ДЕТСКИ.
1) приставочный
2) приставочно-суффиксальный 
3) бессуффиксный
4) сложение основ

А2. Укажите ряд, где пропущена во всех словах одна и та же буква?
1) (плющ) обв..вает, соб..рать
2) р..стение, ул..жить, 
3) меж..нститутский, с..грать
4) п..реправа, пр..лечь

АЗ. Укажите ряд, где в обоих словах пишется Ь?
1) нож..,  горяч..         
2) намаж..те,  ноч..ка
3) ноч..,  наеш..ся
4) замуж..,  развлеч..

А4. В каком ряду оба слова – местоимения?
1) эти, так            
2) собой, всякий
3) каждый, как       
4) когда, тот

А5. Укажите ряд, где во всех словах пишется буква Ё?
1)  ш..ры, реш..точка
2) туш..нка, трещ..тка
3) испеч..нный, ж..лтый
4) ч..рточка, ш..рох

Часть В
В1. Выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Тишь ночная опустилась на степь.
В2. Из предложения выпишите причастный оборот.
Д.С. Лихачёв, известный филолог и искусствовед, сказал, что «интеллигент — это человек, обладающий умственной порядочностью».

Часть С

С1. Объясните, как вы понимаете слова Лихачева (см. задание В2).

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Состав слова. Словообразование.
II. Оборудование и приложения. Презентация «морфемный и словообразовательный разбор слова».

Проверка домашнего задания. Игра «да или нет»
1. В слове рвение – окончание ие. Нет, Е.
2. Горе, горец, горевать, горюшко – однокоренные слова? Нет.
3. Образование слова ошейник приставочно-суффиксальное. Да.
4. В слове сумерки су – приставка.  Да.
5. Суффикс всегда следует за корнем?  Нет, умыться, учиться.
6. Слово может  содержать лишь одну приставку? Нет: необъятный, распродажа.
7. Слово доярка произошло от слова дояр? Нет, наоборот. Слово дояр образовалось позднее, от  слова доярка (отбросом  суффикса -к-) тогда, когда появились  специальные доильные аппараты. Способ образования слова – бессуффиксный.
8. Морфема – это малейшая неделимая часть слова? Да, приставка, суффикс, корень,  окончание, основа – это морфемы.
В. По содержанию нашей беседы попытайтесь самостоятельно определить тему урока.
Состав слова. Словообразование.
Распределительный диктант.
Задание.

Распределите по способу образования: худрук,  бестолковый, ключик, современник, переход, заход, пешеход, стенгазета, кресло-качалка, косточки,  вынести, распад, наездник, ошейник, ВДНХ, пединститут, музей-квартира, сталевар, кондитерская, бобровый, учёный,
Проверка распределительного диктанта.
1. Приставочный способ: бестолковый, вынести
2. Приставочно-суффиксальный: современник, наездник, ошейник
3. Суффиксальный: бобровый, ключик, косточки
4. Бессуффиксный: распад, заход, переход
5. Сложение основ: пешеход, сталевар
6. Сложение части и целого слова: пединститут, стенгазета
7. Сложение слов: музей-квартира, кресло-качалка
8. Сложносокращенные слова: худрук, ВДНХ
9. Переход в другую часть речи: кондитерская, ученый
Слово учителя.
В замечательной книге Чуковского «От 2 до 5» собраны высказывания детей этого возраста. Руку задверил – прищемил дверью руку. Замолоточь – забей молотком. Намакаронился – наелся макарон. Дым трубится – из трубы дым вьётся.
Закрепление.
Задание. Найдите лишнее слово.
1. Гористый, гора, горевать, горец. 2. Водный, водитель, заводить,

водить. 3. Домовладелец, дом, о доме, домовой. 4. Перелесок, лес, к лесу, лесовод. 5. Прикосновение, касаться,  касание, косилка. 6. Кость, костный, косные, костистая.
Задание. Разбор слов словообразовательный.
1. Разудалый ← удалый (приставочный способ).
2. Кармашек ← карман (суффиксальный).
3. Подоконник ← окно (приставочно-суффиксальный).
4. Вход ← входить (бессуффиксный).
5. Ледокол ← лед колет (сложение основ).
6. Спортинвентарь ← спортивный инвентарь (сложносокращённое).
7. Мороженое суфле   (переход в другую часть речи) Съесть мороженое.
Проверочная работа.
Домашнее задание.
1. К слову вода подберите сложные слова. Найдите такие  слова,  где приставка находится в середине слова.
2. Упр. № 26, 28, 29.
3. Задание группам.
1 группа. Эссе «Я - приставка» (на примере одной или нескольких приставок)
2 группа. Эссе «Я - корень слова» (на примере одного  или нескольких корней)


Комментарии к этому уроку:

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.