Союзные и бессоюзные сложные предложения    

    План-конспект урока 
    

    Сложные предложения: союзные и бессоюзные.

    План. Конспект. Тема. БСП, ССП, СПП; связи сложных предложений. Примеры, задания, презентация к уроку «предикативные части предложения».

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени)*

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:02)   
    Беседа с классом о неточностях, допущенных в материале параграфа домашнего задания.

    2. Слово учителя. Слайд 3. (время 0:02)   
    Вводное слово учителя перед просмотром видеоурока «связь частей в сложном предложении»

    3. Способы связи в сложных предложениях. Слайд 4-25. (время 0:12)   
    А. Простое и сложное предложение на примерах:
    Нельзя одновременно учить уроки, смотреть телевизор и говорить по телефону.
    Я учу уроки, Марфа Ивановна разговаривает с подружкой.
    Б. Бессоюзные (БСП) и союзные сложные предложения на примерах:
    Взошло солнце, веселые лучики, отражаясь от окон, заиграли на листьях деревьев.
    Грозовые тучи закрыли солнце, и огромная тень легла на город.
    В. Сложносочиненное предложение (ССП).
    Сочинительные союзы –  средство связи в ССП:
    Зигзаг молнии прорезал темнеющее небо, и тотчас раскатисто прогрохотало.
    Г. Сложноподчиненное предложение (СПП).
    Подчинительные союзы –  средство связи в СПП:
    Я никак не мог понять, что означали эти странные знаки.
    Д. Сложные предложения с различными видами связи:
    За околицей раздался молодецкий свист, и все поняли, что Вася возвратился с ночной.

    4. Фронтальный опрос. Слайд 26, 30-32.  (время 0:07)
    Фронтальный опрос происходит параллельно с индивидуальной работой учащегося у доски, которому выдана карточка опроса.

    5. Понятие о предикативной части предложения. Слайд 27-29.  (время 0:07)
    Пример предикативности:
    Радуйся, Владимир! – Обладает предикативностью.
    Уборка квартиры. – Не обладает предикативностью.
    В. Вопросы к классу по сложным предложениям: их отличие  от простых, союзных от бессоюзных, ССП от СПП.

    6. Проверка работы, проведённой учеником у доски.  Слайд 33-35. (время 0:07)
    Проверка силами класса индивидуальной работы ученика у доски.

    7. Слово учителя. Подведение итогов работы. Слайд 36-43. (время 0:05)
    А. Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
    Б. Памятка «Порядок работы со сложными предложениями».

    8. Домашнее задание. Слайд 8-9. (время 0:03)

    * Результаты хронометража учебного времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


На берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось все наоборот.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 344  Сейчас 5







Союзные и бессоюзные сложные предложения

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 13.
К уроку
презентация с элементами аудио
карточка опроса

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Союзные и бессоюзные сложные предложения"
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-02-28

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Содержание. БСП, ССП, СПП; связи сложных предложений. Примеры, задания, презентация к уроку «сложные предложения».
1. Беседа.
В. Какая неточность допущена в материале параграфа домашнего задания?
Сложное предложение охарактеризовано как совокупность предложений.
2. Слово учителя.
Прежде, чем начать беседу по теме нашего сегодняшнего урока, просмотрим короткий видеофильм о способах и типах связи частей  сложного предложения.
3. Бессоюзные и союзные сложные предложения.
Просмотр учащимися видеоурока «средства связи в сложных предложениях»
4. Предикативная часть предложения
Грамматическая основа предложения называется предикативной частью. Предикативность – это то в предложении, что делает его предложением и отличает от словосочетания. Например: 
Молчи, Поля!  – Обладает предикативностью.
Укрощение строптивого. – Не обладает предикативностью.
5. Беседа.
В. На какие типы подразделяются сложные предложения по связи между частями? 
В. В чем их различие?
В. Назовите виды сложных

союзных предложений?
В. Назовите общее средство связи для любых сложных предложений?
Интонация.
В. Зависимы ли друг от друга предикативные части в ССП?
Нет, они независимы.
В. Могут ли предикативные части ССП связываться подчинительными союзами? Почему?
Нет, произойдет нарушение равноправия частей.
В. В СПП предикативные части равноправны?
Нет, одна часть подчиняется другой.
6. Проверка работы, проведённой учеником у доски. 
Наталья Юрьевна  сказала  брату, что больная хочет отдохнуть, и он  вышел  потихоньку из светлицы. 
Подберите синоним к слову «светлица» и объясните его значение.
Светлица (стар.) – парадное светлое помещение в доме. Комната.
Задание. Вставьте НН или Н, объясните правописание.
купле…ый товар (от глаг. соверш. вида – НН)
приказа…о отступать (краткое причастие – Н)
в вяза…ых  варежках (от глаг. несоверш. вида – Н)
ра(с, сс) казывала  пута…о (наречие от путаНый – несоверш. вид – Н)
(она) известием встревоже…а (краткое причастие – Н)
непокраше… ый пол (от глаг. совершен. вида – НН)
зва…ый ужин (от глаг. несовершен. вида – Н)
выглядела испуга…о (наречие причастия

совершен. вида испугаННый).
7. Союз в сложном предложении.
Текст. Дождь перестал накрапывать, и ребята уселись на лавку.
В. Каково значение союза и в этом ССП?
Союз и вносит значение одновременности
Текст. И воздух насытился влагой, и вихревые потоки кружили пожухлые листья, и ветер в проводах заливался жутким воем.
В. Каково значение союза и в этом ССП?
Союз и вносит значение последовательности действий
В предложении использовано средство выразительности, называемое многосоюзием
Текст. Воздух насытился влагой, вихревые потоки кружили пожухлые листья, ветер в проводах заливался жутким воем
В. Мы убрали союзы и из предложения. Что изменилось?
Действие ветра будет передаваться стремительнее, так как союз и требует определённой паузы
В предложении использовано средство выразительности, называемое бессоюзие
8. Домашнее задание.
Сложные предложения. Выучить конспект.


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.