Союзные и бессоюзные сложные предложения.    

    План-конспект урока 

    Союзные и бессоюзные сложные предложения.

    

    План. Конспект. Тема. Сложное предложение: БСП, ССП, СПП; союзные и бессоюзные предложения; подчинительная и сочинительная связь; интонация конца предложения. Примеры, задания, тест, презентация к уроку «предикативные части предложения».
            
    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени* для двухчасового урока)

    1. Беседа. Слайд 2. (время 0:03)   
    Беседа с классом о неточностях, допущенных в материале параграфа домашнего задания.

    2. Фронтальный опрос. Слайд 3-5.  (время 0:05)
    А. Фронтальный опрос происходит параллельно с индивидуальной работой учащегося у доски, которому выдана карточка опроса.
    Б. Предварительное слово учителя. Понятие о предикативной части предложения. Пример предикативности:
    Молчи, Поля!  – Обладает предикативностью.
    Укрощение строптивого. – Не обладает предикативностью.
    В. Вопросы к классу по сложным предложениям: отличие сложных предложений от простых, союзных от бессоюзных, ССП от СПП.

    3. Проверка работы, проведённой учеником у доски.  Слайд 6-7. (время 0:07)
    Проверка силами класса индивидуальной работы ученика у доски.

    4. Слово учителя. Подведение итогов работы. Слайд 8-9. (время 0:05)
    А. Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
    Б. Памятка «Порядок работы со сложными предложениями».

    5. Отработка навыков определения границ предикативных частей в предложении. Слайд 10-12. (время 0:05)
    Задание классу на определение предикативных частей и исправление ошибок в предложении. Пример предложений:
    Стояла морозная снежная зима, за окном дома зацвел мой любимый цветок-огонёк.

    6. Практическое занятие. Слайд 13-19. (время 0:15)
    А. Задание классу по определению границ  предикативных частей в известном детском стихотворении: Кисель там варят из резины…
    Б. Вопросы к классу о способах определения границ простых предложений в сложном.
    В.  Вопросы к классу о средствах связи в БСП, ССП и СПП.

    7. Слово учителя. Слайд 20.   (время 0:06)
    Понятие об интонации конца предложения, графическое выражение интонации завершённости.

    8. Практическая работа.  Слайд 21-25.   (время 0:11)
    Задание на составление схем предложений и графическое отображение особенности интонации в сложном предложении. Пример:
    Надо было поспеть в поселок до заморозков, и по(тому) он торопился.

    9. Проверочная работа с взаимопроверкой. Слайд 26- 27. (время 0:10)

    10. Работа с учебником или проверочная работа. Слайд 25. (время 0:20)

    11. Рефлексия. Слайд 30. (время 0:02)

    12. Домашнее задание. Слайд 31(время 0:01)
    Упр. № 66.

    * Результаты хронометража учебного времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 10 классе. Правописание глаголовУрок русского языка в 10 классе. Отрицательные и неопределенные местоименияУрок русского языка в 10 классе. Частица как часть речи.Урок русского языка в 10 классе. Глагол как часть речи.Урок русского языка в 10 классе. Употребление и правописание местоимений.Урок русского языка в 10 классе. Контрольная работа "имя числительное"Урок русского языка в 10 классе. Проверочная работа "Предлог, союз"


- Я очень люблю спорт - это самое лучшее мое качество.

А.Лукашенко,
президент Беларуссии






Статистика посещений
   Сегодня 24  Сейчас 2







Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 13-14.
К уроку
презентация
карточка опроса
тест (2 варианта)
ответы к тесту
задания с ответами взаимопроверки

Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Презентация
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-04-22

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Союзные и бессоюзные сложные предложения."



Класс        Фамилия                            Вариант 0

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания.          

Часть А

А1. Укажите сложное предложение.
1) Черная туча, повисшая на востоке, боролась с торжеством летнего утра.
2) Околдованный необычными звуками леса, он открыл глаза.
3) Солнце, склоняясь к закату, принимало красноватый свет.
4) Солнце ещё не взошло, но небо на востоке уже окрасилось розовым цветом.

А2. Укажите сложное союзное предложение.
1) Третьи сутки не утихала буря, и на корабле сорвало мачты и паруса.
2) Сумрак беседки, шаги по песку, тихий смех — всё вдруг представилось ему.
3) Узкая дорога обрывалась то в песчаные ямы, то в непроходимые болота.
4) Горы, освещённые робкими ещё лучами солнца, туманились в нежной дымке.

АЗ. Укажите предложение с разделительным знаком препинания.
1) Дом, который стоял на берегу, принадлежал старому бакенщику.
2) Солнце, ярко сверкавшее над степью, заволокло тучами.
3) Каждый день, часов в девять вечера, к нам приходят гости.
4) Ямщик гикнул, и лошади понесли.

А4. Укажите предложение с выделительным знаком препинания.
1) Дед был прав: к вечеру пришла гроза.
2) Наступила ночь, и в лагере пришла тишина.
3) Рассказы его опьяняли, как терпкое вино.
4) Я надеялся, что эта история скоро забудется.

А5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Я с жадностью (1) читаю Тургенева (2) и удивляюсь (3) как у него всё понятно (4) просто (5) и по-осеннему прозрачно.
1) 1,2,5          2) 3,4          3) 2,3,5          4) 1,4

Часть В

В1. Выпишите из предложения грамматические основы.
Пойми, что рядом с личностью человек развивается.

В2. Какие знаки употреблены в предложении — выделительные или разделительные? Ответ запишите.
Лунный свет, падавший на солому  сквозь прорехи на крыше, казался таинственным и холодным.

Часть С
С1. Расскажите о  разделительных и выделительных знаках препинания.

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


Фрагменты урока 

I. Тема урока. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
II. Оборудование и приложения. Тест «знаки препинания в сложном предложении», презентация «понятие о сложном предложении».
Беседа.
В. Какая неточность допущена в материале параграфа домашнего задания?
Сложное предложение охарактеризовано как совокупность предложений.
Фронтальный опрос параллельно с индивидуальной работой учащегося у доски.
Слово учителя. Грамматическая основа предложения называется предикативной частью. Предикативность – это то в предложении, что делает его предложением и отличает от словосочетания. Например: 
Молчи, Поля!  – Обладает предикативностью.
Укрощение строптивого. – Не обладает предикативностью.
В. Предикативные части ССП могут связываться союзными словами и подчинительными союзами?
Нет, так нарушится равноправие частей.
В. Предикативные части в СПП равноправны или нет?
Нет, одна часть подчиняется другой.
В. Предикативные части  СПП могут соединяться союзными словами и подчинительными

союзами?
Да.
Проверка работы, проведённой учеником у доски.  
Наталья Юрьевна  сказала  брату, что больная хочет отдохнуть, и он  вышел  потихоньку из светлицы. 
Подберите синоним к слову «светлица» и объясните его значение.
Светлица (стар.) – парадное светлое помещение в доме. Комната.
Задание. Вставьте НН или Н, объясните правописание.
купле…ый товар (от глаг. соверш. вида – НН)
приказа…о отступать (краткое причастие – Н)
в вяза…ых  варежках (от глаг. несоверш. вида – Н)
ра(с, сс) казывала  пута…о (наречие от путаНый – несоверш. вид – Н)
(она) известием встревоже…а (краткое причастие – Н)
непокраше… ый пол (от глаг. совершен. вида – НН)
зва…ый ужин (от глаг. несовершен. вида – Н)
выглядела испуга…о (наречие причастия совершен. вида испугаННый).
Отработка навыков определения границ предикативных частей в предложении.
Задание. Определите  смысл предикативных частей в предложении и исправьте ошибки, переставив знаки препинания.
Раскрылись кувшинки, на пруду и в небе запели птицы. 
Стояла морозная снежная зима, за окном дома

зацвел мой любимый цветок-огонёк.
Дети притихли: с испуганными лицами чашки упали на пол.
Колька замер: от страха учитель ругал  его за невыполненное домашнее задание.
Практическое задание.
Задание. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, раскройте скобки, составьте схемы. Покажите графически особенности интонации.
Надо было поспеть в поселок до заморозков, и по(тому) он торопился.
По ту и другую сторону улицы. Загорели фонари, в окнах зажглись огни.
Спортсмен поднял над головой олимпийский факел, который ему передали, и побежал к стадиону.
Роскошная радуга возникла в небе, и редкие тучи вальяжно плывут в эту волшебную арку.
Проверочная работа с взаимопроверкой.
Работа с учебником или проверочная работа.
Выполнение упр. № 64 или проверочной работы.
Рефлексия. Домашнее задание.
Упр. № 66.                   


Комментарии к этому уроку:

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:

    Русский язык и литература для учителей и учеников. Copyright © 2013.