Назывные предложения    

    План-конспект урока 
    

    Односоставное назывное предложение (окончание темы)

    План. Конспект. Тема. Употребление назывных предложений. Словарный диктант. Примеры, задания, презентация «типы назывных предложений»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания.  Слайд 2-4. (время 0:06)
    А. Выполнение учащимися словарного диктанта.
    Б. Нахождение учащимися назывных предложений в текстах. Пример:
    Вот мой дом. Над трубою дым столбом.
    Тускло светится окошко. Чья-то тень в окошке том.

    2. Слово учителя.  Слайд 5. (время 0:03)
    Беседа о теме урока.

    3. Функции назывных предложений. Слайд 6-8.
    Беседа с классом о применении назывных предложений в устой и письменной: ремарках, описаниях, вывесках, названиях.  Изображение стационарных картин места, обстановки, времени действия назывными предложениями.

    4. Виды назывных  предложений. Слайд 9-19. (время 0:06)
    А. - повествовательные: Мороз и солнце.
    - восклицательные: Какая красота!
    - указательные: Вот школьный двор.
    - информативные: В Москве полдень.
    - тревожные: Тревога! Пожар!
    - оценочные: Ну и игра!
    - повелительные: Смирно!
    - сослагательные: Если бы погода
    Б.  Условность разделения назывных предложений на виды.
    В. Частицы в составе назывных предложений.

    5. Отличие назывных предложений от двусоставных. Слайд 20-27. (время 0:07)
    Примеры:
    разбитая ваза (наз.) – ваза разбитая (двусост.)
    какая погода! (наз.) – какая погода? (двусост.)
    вот альбом (наз.) – это альбом (двусост.)

    6. Закрепление. Слайд 28-29. (время 0:05)
    А. Задание. Найти в стихотворении Б. Пастернака «Золотая осень» и в стихотворении в прозе И. Тургенева «Деревня» назывные предложения.
    Б.  На основании  анализа стихотворений самостоятельно ответьте на вопрос: зачем нужны эти предложения?

    7. Самостоятельная работа. Слайд 33. (время 0:15)
    А. Чтение учителем текста по И. Шевцову «Зима»
    Б. Самостоятельная работа. Изложение-миниатюра  по прослушанному тексту с использованием односоставных предложений.

    8. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 34. (время 0:03)
    Запись учащимися домашнего задания.

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 10 классе. Падежные окончания имён существительныхУрок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14


Председатель так взял доярок за живое, что надой молока сразу увеличился.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 255  Сейчас 6







Назывные предложения

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 41.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Назывные предложения"
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-23

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока. Назывные предложения.
Содержание. Односоставные назывные предложения и их употребление. Словарный диктант. Примеры, задания, презентация
1. Проверка домашнего задания
А. Словарный диктант №7
Метафора (определение).
парашют, мажорный, ажурный, чёт-нечет, трущоба, жёлудь, никчёмный, жюри, прожорливый, марципан, ожёг (руку), ожог (руки), печёнка, пощёчина, расчёска, цирк, цыплёнок, шёлковый; шов, шоколад, боржоми, вечёрка, герцог, изжога, кошёлка, крыжовник, полушёпот, циферблат, цыган, чащоба, чопорный, шоу, брошюра, корнишон, на цыпочках, решётчатый, цикорий, чечётка, чёботы, шомпол.
Б. Запись под диктовку (или слайды презентации)
Задание. Найдите  назывные предложения
1. Лето. Степь. Жара и пыль. Ни клочка на небе синем. Чуть колышется ковыль. Караван бредет уныло. 2. Там луна за облаками, окруженная звездами, стережет ночной покой. 
2. Слово учителя
На прошлом уроке мы остановились на вопросе: зачем нужны назывные предложения, употребление их в русской речи.
3. Функции назывных предложений
Они обозначают стационарную картину места,

обстановки, времени действия. Назывные предложения используются в устной и письменной речи: описаниях, авторских ремарках, названиях, вывесках: Зимний вечер. Тишина. Магазин «Чулки и шляпки»
4. Типы назывных предложений
По цели высказывания бывают:
повествовательными: Снег, снеговики и тишина; восклицательными: Какая мысль! Эврика!; указательными: Вот мельница. А вон деревня; информативными: Двенадцать часов десять минут. Скользкая дорога; тревожными: Караул! Пожар! оценочными: Ну и дом! Какие перышки! Красота! повелительными: Внимание! Смирно! эмоциональными(удовлетворение, неудовольствие): Вот и тишина. Ну и грохот; сослагательными: Если бы счастье
Надо сказать, что подобное разделение довольно условно и зависит и от контекста (не всегда), например: скользкая дорога – можно отнести высказываниям и оценочным, и информативным, и предупредительным и тревожным.
В назывных могут употребляться указательные и восклицательные частицы вон, ну и, вот, вот так, какой…
5. Отличие назывных предложений от двусоставных
Определения, как согласованные, так и несогласованные могут служить распространителями в

назывных предложениях, но если
распространитель обстоятельство места или времени, то предложение – двусоставное неполное:
на улице дождь (идет),
скоро лето (будет)
какое утро! – назывное предложение, слово какое – частица. Какая погода? – двусоставное предложение, где какая – СИС с нулевой связкой.
Предложение: вот карандаш – назывное;
Предложение: это карандаш – двусоставное
Предложение: зимний день – назывное;
Предложение: день зимний – двусоставное
В. Еще раз прочитайте стихотворение Б. Пастернака и текст (выдержки из стихотворения в прозе И. Тургенева «Деревня») и самостоятельно ответьте на вопрос: зачем нужны назывные предложения?
6. Самостоятельная работа
Слушание текста по И. Шевцову (прилагается), с последующим изложением «зима» с применением назывных предложений.
7. Домашнее задание
Закончить сочинение
Задание на 10 дней: подготовиться к словарному диктанту №8.


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.