Неполные предложения (окончание темы)    

    План-конспект урока 
    

    Неполные предложения

    План. Конспект. Тема. Двусоставные и односоставные неполные предложения: эллиптические, контекстуальные, ситуативные; их значение и применение. Примеры, задания, презентация «неполные предложения»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2-6. (время 0:04)
    А. Задание классу на определение вида (одно- или двусоставное) неполного предложения и нахождение опущенного члена, пример:
    – Кто приехал?
    – Игорь из Калуги.
    – Приехал Игорь из Калуги. Пропущено сказуемое (двусоставное)
    Б. Вопросы к классу о ситуативных и эллиптических неполных предложениях.

    2. Виды и типы неполных предложений (НП). Слайд 7-12. (время 0:10)
    А. Понятие о ситуативных неполных предложениях.
    Б. Значение и сфера применения НП в русском языке.

    3. Анализ отрывка из пьесы Фонвизина «Недоросль». Слайд 13-18.  (время 0:05)
    А. Беседа о значении неполных предложений в пьесе, в русском языке.
    Б. Стилистические преимущества: непринужденность, живость, естественность с акцентированием внимания на главном.

    4. Схожесть и различие неполных и односоставных предложений. Слайд 19-25. (время 0:05)
    А. Неполные и назывные, безличные, определенно- и неопределенно-личные предложения, их схожесть и различие.
    Б. Знаки препинания в НП.

    5. Практическая работа. Слайд 26-28. (время 0:10)
    Выполнение письменной работы на определение видов и типов неполных предложений.

    6. Слово учителя. Слайд 29-32. (время 0:05)
    Разбор контекстуально неполного предложения из «Полтавы»

    7. Слово учителя. Слайд 32-36. (время 0:03)
    Неполное предложение как средство выразительности русского языка.

    8. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 37. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Указательные словаУрок русского языка в 9 классе. Изложение "Грибоедовская Москва"Урок русского языка в 9 классе. Подчинительные союзы и союзные словаУрок русского языка в 9 классе. Придаточная часть сложноподчиненного предложенияУрок русского языка в 9 классе. Понятие о сложноподчиненном предложенииУрок русского языка в 9 классе. Контрольный диктант №1. Анализ диктантаУрок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»


-Надо Израиль присоединить к России, чтобы честные евреи навели тут порядок.

В.Шандыбин,
депутат ГД






Статистика посещений
   Сегодня 277  Сейчас 7







Неполные предложения (окончание темы)

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 47.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Неполные предложения (окончание темы)"
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-01-15

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема. Неполные предложения.
Содержание. Двусоставные и односоставные неполные предложения: эллиптические, контекстуальные, ситуативные; их применение и сфера употребления. Примеры, задания, презентация к уроку.
1. Проверка домашнего задания.
Задание. Определите вид (одно- или двусоставные) и опущенный член в неполном предложении.
– Кто приехал? – Игорь из Калуги.
– Приехал Игорь из Калуги. (Двусоставное, сказуемое)
– На обратном пути зайди в продуктовый магазин. – Зайду, мама.
– Зайду в продуктовый магазин, мама. (Односоставное, второстепенный член).
В. Приведите пример контекстуального и эллиптического неполного предложения?
Петр Васильевич гуляет с Дружком? Или Дружок – с ним?
Тучка – на небе, Жучка – на травке, дед – на лавке.
2. Ситуативные неполные предложения.
Бывают неполные предложения ситуативные. С ними мы встречались на прошлом уроке. Вспомните ситуацию с экзаменом:
- Ну? - Пять!
В. Кто даст определение ситуативных неполных предложений?
В них пропущенный член определяется обстановкой, ситуацией, жестом.
В. Почему неполные предложения нужны и характерны для

нашей речи?
В устной речи НП компактнее, экономнее, эмоциональнее полных.
В художественных произведениях НП придают речи смысловую краткость, непосредственность и живость.
В пословицах НП сжато и красиво излагать народную мудрость, мысль, избегая тавтологии: В земле – черви, в воде – черти, в лесу – сучки, а в суде – крючки. Сравните: В земле имеются черви, в воде водятся черти, в лесу есть сучки, а в суде заседают крючки.
В. Оправдана ли такая замена полными предложениями?
3. Анализ отрывка из пьесы «Недоросль»
В. Уместна ли замена в пьесе неполных предложений полными? Почему?
В. Итак, какова стилистическая необходимость в нашем языке НП?
У НП есть в некоторых случаях определенные преимущества: придают речи краткость, естественность, непринуждённость и эмоциональность, а главное, выделяют новую информацию, акцентируют внимание на главном.
4. Разграничение односоставных и неполных предложений.
Текст. (они) Возвратились с рыбалки.
Нет подлежащего, он не опущен, его быть не должно. Главный член – глагол. Предложение односоставное.
Текст. Он (находится) на рыбалке
Опущен главный член – глагол, предложение неполное, двусоставное.

Текст. Ночь. Абсолютная тишина.
Имеются только второстепенные члены, группы подлежащего. Предложения назывное.
На севере ночь. В бескрайних просторах абсолютная тишина.
Имеется второстепенный член группы сказуемого. Предложение неполное двусоставное.
5. Знаки препинания в неполных предложениях.
На месте опущенного сказуемого в НП обычно ставится тире:
Правая тропинка вела к сказочному домику, а левая – к пруду, покрытому яркими кувшинчиками.
НП в составе сложного выделяются запятыми:
Он сообщил, что не приедет.
6. Практическая работа.
Задание. Запишите и определите – полные (П) и неполные (Н)предложения
1. С гор наступала непроглядная тьма. (П) 2. Постепенно рассветало. (П) 3. – Подайте, пожалуйста, соль. (П) 4. – Сей момент. (Н) 5. Алёша к ним, а они от него. (Н) 6. Осень. (П) 7. Мне тоскливо. (П) 8. Неожиданно в дверь поскреблись. (П)
7. Рефлексия. Домашнее задание.
Составить конспект по плану (прилагается)


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.