Указательные слова    

    План-конспект урока 
    

    Указательные слова в сложноподчиненном предложении.

    План. Конспект. Тема. Указательные слова и союзы. Примеры предложений с указательным словом, задания, схемы, таблица, презентация «роль указательных слов в сложноподчиненном предложении»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 1-6. (время 0:04)
    Опрос по пройденному материалу:
    А. Союзы омонимичные союзным словам.
    Б. Логическое ударение: в каком случае что и как могут быть союзным словом, пример:
    Наш учитель химии сам решит, что ему делать. Лаборант  всегда знает, как ему поступить
    В. Определение учащимися союзов и союзных слов в предложениях, заданных учителем.
    Выполнение учащимися заданий на пройденные темы.

    2. Слово учителя. Слайд 7. (время 0:01)
    А. Вводное слово учителя перед просмотром видеоурока.
    Б. Самостоятельное определение учащимися темы урока.

    3. Указательные слова в сложноподчиненном предложении. Слайд 8-34. (время 0:15)
    А. Роль указательных слов на примере:
    Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что.
    Б. Указательные слова как признак существования придаточной части на примерах:
    Для всех было очевидно то…
    Отряду было приказано выдвигаться тогда….
    В. Указательные местоимения.
    Местоимения как указательные слова:
    Это тот человек, который будет сопровождать вас в вашем путешествии.
    Г. Указательные наречия.
    Наречия как указательные слова:
    Он покинет вас тогда, когда нужда в нем отпадет полностью.
    Д. Нормы употребления указательных слов, примеры:
    Употребление не обязательно:  Это тот специалист, который всецело проанализирует суть проблемы.
    Употребление обязательно: Забытая книга нашлась не там, где предполагалось.
    Е. Первая часть составного союза как указательное слово, пример:
    Он пропустил занятия, потому что участвовал в олимпиаде школьников.
    Он пропустил занятия потому, что участвовал в олимпиаде школьников.

    Ж. Частицы и вводные слова как «подсказка» к указательному слову. Примеры:
    Он посещал выставки только для того, чтобы подобрать картины для коллекции.
    Он посещал выставки и для того, чтобы подобрать картины для коллекции.

    4. Запись опорного конспекта. Слайд 41-43. (время 0:13)
    Запись учащимися конспекта, по просмотренному видеоуроку.

    5. Схематическое отображение сложносочиненных предложений с указательным словом. Слайд 41-43. (время 0:04)
    Составление учащимися схем СПП с указательным словом в главной части по предложениям, заданным учителем.

    6. Закрепление. Слайд 44-50. (время 0:05)
    Задания классу на нахождение ошибок в употреблении указательных слов и расстановке знаков препинания в СПП. Пример:
    О том, что он поедет в «Артек» сомнений не было ни у кого.

    7. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 51. (время 0:03)
    Запись домашнего задания

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительнымУрок русского языка в 9 классе. Придаточное определительноеУрок русского языка в 9 классе. Указательные словаУрок русского языка в 9 классе. Изложение "Грибоедовская Москва"Урок русского языка в 9 классе. Подчинительные союзы и союзные словаУрок русского языка в 9 классе. Придаточная часть сложноподчиненного предложенияУрок русского языка в 9 классе. Понятие о сложноподчиненном предложении


Фамусов разбирал людей не по внутренностям, а по наружностям.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 91  Сейчас 2







Указательные слова

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 29.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Указательные слова"
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-05-12

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема. Указательные слова в СПП.
Содержание. Указательные местоимения, указательные наречия. Схемы, таблица, примеры, задания, презентация «роль указательных слов»
1. Проверка домашнего задания.
В. Назовите союзы омонимичные союзным словам.
Что, когда, как.
Текст. Наш учитель химии сам решит, как ему проводить уроки. Лаборант представляет, что ему предстоит сделать.
В. В каком случае что и как может быть союзом или союзным словом?
Если на что и как падает логическое ударение, т.е. имеется ввиду чтО именно и кАк именно, то что и как союзные слова, в противном случае – союзы.
В. Почему что и как в приведенном предложении – союзы, ведь их нельзя опустить, а это свойство присуще союзным словам?
Союз иногда можно опустить, т.е., как в нашем случае, не всегда.
В. Докажите, что что в следующем предложении союз:
И по всему селу ходила молва, что он необычный человек, может быть, даже колдун.
Что  можно опустить без ущерба смыслу предложения.
В. Обязательны ли оба компонента составного союза, компоненты которого находятся в разных частях СПП?
Не всегда, иногда второй компонент можно опустить.

2. Роль указательных слов.
Вспомним: в определении сложноподчиненного предложения говорится, что части СПП связаны между собой с помощью интонации, союзов, союзных и указательных слов.
Интонацию (логическое ударение) в СПП, а так же  союзы и союзные слова мы рассмотрели на предыдущих уроках. А сейчас ожидает нашего просмотра видеоурок на тему…
В. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
3. Указательные слова в сложноподчиненном предложении.
Просмотрите видеоурок.  Затем мы законспектируем наиболее значимые для нас выдержки из видеоурока и продолжим нашу беседу.
4. Указательные местоимения и наречия.
Стоит ли зазубривать перечисленные в видеоуроке ряды указательных слов. Разумеется, нет. Они легко определяются по контексту. Например, 
Он, бывало, не замечает бревна там, где с легкостью находит иголку.
Надо лишь запомнить следующее:
-Указательными словами могут быть местоимения или наречия:
Он мечтал попасть туда, где солнце, воздух и вода.
Не будет счастлив тот, кто прожигает жизнь без всяческих забот.
-Составные союзы в зависимости от коммуникативной задачи могут расчленяться
Он

играл с воодушевлением, потому что любил музыку. 
Он играл с воодушевлением потому, что любил музыку.
-Составные союзы расчленяются и при употреблении дополнительных слов:
Она удивилась лишь потому, что не ожидала этого.
Она удивилась, может быть, потому, что не ожидала этого.
Она обрадовалась не потому, что не ожидала этого.
Она обрадовалась и потому, что не ожидала этого.
5. Употребление указательных слов.
Задание. Найдите ошибки при применении указательных слов и расстановке знаков препинания.
1. О том, что он поедет в «Артек» никто не сомневался.
2. Я желаю разъяснить о том, как я представляю свою деятельность на этом посту.
3. Я доложу вам все, что происходит у нас в поликлинике.
4. Не надо контролировать тот кто ходит этой дорогой каждый день.
5. Сам его приход означает о том, что он тянется к знаниям.
6. Рефлексия. Домашнее задание.
Выучить конспект. Подготовиться к словарному диктанту №5.


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.