Сложноподчиненное предложение (СПП), строение, пунктуация (начало темы).    

    План-конспект урока 

    Сложноподчиненное предложение (СПП), строение, пунктуация (начало темы).

    

    Строение сложноподчиненного предложения. Союзы и союзные слова.

    План. Конспект. Тема. СПП, подчинительная связь и подчинительные союзы, главное и придаточное предложение, запятые в сложноподчиненном предложении. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «понятие о сложноподчиненном предложении»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания с элементами беседы. Слайд 2-8. (время 0:10)
    А. Вопросы к классу о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, сходстве и разнице между ними, сочинительной и подчинительной связи.
    Б. Задание ученикам на определение типа сложного предложения.
    В. Задание ученикам на определение зависимости придаточного предложения.
    Г. Задание  классу на определение  места, занимаемого придаточным предложением.

    2. Слово учителя. Слайд 9-10. (время 0:10)
    А. Место придаточного предложения в СПП.
    Б. Запятые в СПП в зависимости от нахождения придаточной части в предложении.
    В. Примеры строгого и свободного расположения главного и придаточного частей в предложении:
    Тропинка сворачивала к речке, которая впадала в озеро.
    Все знают, что она прекрасный альпинист. 
    Что она прекрасный альпинист, все знают.

    3. Беседа. Слайд 11. (время 0:02)
    Беседа с классом о средствах связи частей СПП.

    4. Запись опорного конспекта. Слайд 12-14. (время 0:15)
    А. Функция подчинительных союзов хотя, если, точно, чтобы, словно… на примере:
    Печально было сознавать, что выпавший нам шанс мы упустили безвозвратно.
    Б. Функция союзных слов откуда, что, когда, кто, чей, какой, который... на примере:
    Прибывший директор призвал рабочих, от которых зависело бесперебойный оборот конвейера, вернуться на свои места.
    Г. Способы выражения союзных слов.
    Д. Предотвращение ошибок при разборе предложений с союзным словом:
    Барбос, который (Барбос) потерял интерес ко всему в этот знойный полдень, вдруг ожил, увидев Наталью.

    5. Закрепление. Слайд 15. (время 0:07)
    Задание на определение союзов и союзных слов в СПП.

    6. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 16. (время 0:03)

    * Результаты хронометража действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)


- Диктатуры Ельцина не было и не будет, а других диктатур я не допущу.

Б.Ельцин,
президент РФ






Статистика посещений
   Сегодня 22  Сейчас 8







Сложноподчиненное предложение (СПП), строение, пунктуация (начало темы).

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 22.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Сложноподчиненное предложение (СПП), строение, пунктуация (начало темы)."
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-08-03

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока.  Сложноподчиненное предложение, строение, знаки препинания в СПП.
Содержание. СПП, подчинительная связь и подчинительные союзы, главное и придаточное предложение, пунктуация в сложноподчиненном предложении. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «понятие о сложноподчиненном предложении»

Проверка домашнего задания с элементами беседы.
В. В чем различие ССП и СПП?
В ССП предложения равноправны, в СПП одна из частей зависима от другой.
Придаточное несет дополнительную информацию об объекте, которое может быть лицом, предметом, событием, а также  называть условия, значения, цели и т.д..
Задание. Докажите, что это СПП:  Чтобы рассуждать о чем-либо, необходимо досконально и скрупулёзно изучить это что-либо.
Задание. Определите связь придаточных.
Достань вазу, которая стоит на верхней полке. К слову ваза: какую вазу?
Я понял, что не успеваю на самолет. Понял: что понял?
Все уже пообедали, когда Женя появилась на пороге. К грамматической основе: когда все пообедали?
Задание. Определите, какое место занимает придаточное предложение.
К вечеру я решил, что никуда мы не

поедем. После главного.
Когда я проснулся, солнце уже было в зените. Перед главным.
Рекс, умная собачка, пока я искал тапочки, терпеливо ожидал на коврике. В середине главного.

Слово учителя.
Место придаточного предложения
Придаточное предложение выделяется:
- одной запятой при положении перед или после главного;
- двумя запятыми при положении внутри главного.
В некоторых СПП закреплён строгий порядок положения главного и придаточного:
Тропинка сворачивала к речке, которая впадала в озеро.
В большинстве СПП положение придаточного к главному предложению свободное, более значимое предложение занимает позицию на конце предложения:
Все знают, что она прекрасный альпинист.
Что она прекрасный альпинист, все знают.

Запись опорного конспекта.
Функция подчинительных союзов (хотя,  если, точно, чтобы…)  ̶  это связь частей СПП. Других функций они не несут:
Печально было сознавать, что выпавший нам шанс мы упустили безвозвратно.
Союзные слова (откуда, что, когда, кто, чей, какой, который и др.)  ̶  самостоятельные части речи, несущие функции подчинительных союзов:
Прибывший директор

призвал рабочих, от которых зависело бесперебойное функционирование конвейера, вернуться на свои места.
В. Чем выражено союзное слово?
Внимание! Для предотвращения ошибок необходимо: при разборе предложения рядом с союзом (относительным местоимением) мысленно  записать слово в том же падеже. Например:
Прибывший директор призвал рабочих, от которых (от рабочих) зависело бесперебойное функционирование конвейера, вернуться на свои места.
На опушку опустился сизый туман, внутри которого (внутри тумана) пульсировал желтый огонек.
Барбос, который (Барбос) потерял интерес ко всему в этот знойный полдень, вдруг ожил, увидев Наталью.

Закрепление.
Задание. Различите, в каком случае что – союзное слово, а в каком – союз.
Дядя сообщил по телефону, что заглянет к нам завтра /союз/.
Дядя в конце концов решил, что ответить на предложение /союзное слово/.
Рефлексия. Домашнее задание.
Выучить конспект.


Комментарии к этому уроку:

Комментарий добавил(а): тАНЯ
Дата: 2017-11-01

САЙТ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.