Понятие о сложноподчиненном предложении    

    План-конспект урока 
    

    Сложноподчиненное предложение, строение СПП.

    План. Конспект. Тема. СПП, подчинительная связь и подчинительные союзы, главное и придаточное предложение. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «понятие о сложноподчиненном предложении»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания с элементами беседы. Слайд 2-3. (время 0:04)
    Вопросы к классу о
    А. сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, сходстве и разнице между ними, сочинительной и подчинительной связи.
    Б. способах прикрепления подчинительной части.

    2. Слово учителя. Слайд 4. (время 0:01)
    Вступительное слово перед просмотром видеоурока «Понятие о СПП»

    3. Понятие о сложносочиненном предложении. Слайд 5-34. (время 0:20)
    А. Неравнозначность частей в сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная часть на примере:
    Я должен выполнить домашнее задание раньше, чтобы вечером сходить с друзьями на футбол.
    Б. Подчинительная связь в СПП, пример:
    Я не знаю, когда мы вернемся из похода.
    В. Отношение придаточной части полностью к главной или к одному или нескольким членам главного предложения на примерах:
    Наши приключения начались, когда мы отстали от основной группы туристов. Я встретил Николая, который учился со мной в девятом классе.
    Г. Классификация придаточных частей сложноподчиненных предложений, пример: 
    Мы посещаем факультатив по физике, потому что участвуем во всероссийской олимпиаде. Если нам не мешать, мы быстрее справимся с заданием.
    Д. Союзные слова в СПП на примерах:
    Я все-таки нашел книгу, которая была запрятана в самом дальнем углу школьной библиотеки. Я всегда с тоской вспоминал свою деревню, где воздух свеж и девственна природа.
    Е. Указательные слова в сложноподчиненных предложениях на примерах:
    Ему очень хотелось построить такой аэроплан, который летал бы выше и дальше всех. Вокруг везде, куда ни взгляни, росли необыкновенно яркие цветы.

    3. Средства связи в СПП. Слайд 11. (время 0:02)
    Беседа с классом о средствах связи частей СПП.

    4. Подчинительные союзы и союзные слова. Слайд 12-14. (время 0:08)
    А. Функция подчинительных союзов хотя, если, точно, чтобы, словно… на примере:
    Печально было сознавать, что выпавший нам шанс мы упустили безвозвратно.
    Б. Функция союзных слов откуда, что, когда, кто, чей, какой, который... на примере:
    Прибывший директор призвал рабочих, от которых зависело бесперебойный оборот конвейера, вернуться на свои места.
    Г. Способы выражения союзных слов.
    Д. Предотвращение ошибок при разборе предложений с союзным словом:
    Барбос, который (Барбос) потерял интерес ко всему в этот знойный полдень, вдруг ожил, увидев Наталью.

    5. Закрепление. Слайд 15. (время 0:07)
    Задание на определение союзов и союзных слов в СПП.

    6. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 16. (время 0:03)

    * Результаты хронометража действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Я стал более, знаете, злой. Злой в добром понимании этого слова.

Л.Кучма,
президент Украины.






Статистика посещений
   Сегодня 306  Сейчас 6







Понятие о сложноподчиненном предложении

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 26.
К уроку
презентация с элементами аудио

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Понятие о сложноподчиненном предложении"
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-04-21

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока.  Сложноподчиненное предложение, строение СПП.
Содержание. СПП, подчинительная связь и подчинительные союзы, главное и придаточное предложение. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «понятие о сложноподчиненном предложении»
Проверка домашнего задания с элементами беседы.
В. В чем различие ССП и СПП?
В ССП предложения равноправны, в СПП одна из частей зависима от другой.
Придаточное несет дополнительную информацию об объекте, которое может быть лицом, предметом, событием, а также  называть условия, значения, цели и т.д.
Задание. Докажите, что это СПП:  Чтобы рассуждать о чем-либо, необходимо досконально и скрупулёзно изучить это что-либо.
Задание. Определите связь придаточных.
Достань вазу, которая стоит на верхней полке. К слову ваза: какую вазу?
Я понял, что не успеваю на самолет. Понял: что понял?
Все уже пообедали, когда Женя появилась на пороге. К грамматической основе: когда все пообедали?
Задание. Определите, какое место занимает придаточное предложение.
К

вечеру я решил, что никуда мы не поедем. После главного.
Когда я проснулся, солнце уже было в зените. Перед главным.
Рекс, умная собачка, пока я искал тапочки, терпеливо ожидал на коврике. В середине главного.
Понятие о сложноподчиненном предложении.
Посмотрите видеоурок «Понятие о СПП». После просмотра видеоурока мы продолжим нашу беседу.
Закрепление.
Задание. Докажите, что предложение:  Для того чтобы зажигательно говорить с трибуны, надо хорошо знать свой язык и тему общения с народом.
Подчинительные союзы и союзные слова.
Функция подчинительных союзов (хотя,  если, точно, чтобы…)  ̶  это связь частей СПП. Других функций они не несут:
Печально было сознавать, что выпавший нам шанс мы упустили безвозвратно.
Союзные слова (откуда, что, когда, кто, чей, какой, который и др.)  ̶  самостоятельные части речи, несущие функции подчинительных союзов:
Прибывший директор призвал рабочих, от которых зависело бесперебойное функционирование конвейера, вернуться на свои места.
В. Чем выражено союзное слово?

Внимание! Для предотвращения ошибок необходимо: при разборе предложения рядом с союзом (относительным местоимением) мысленно  записать слово в том же падеже. Например:
Прибывший директор призвал рабочих, от которых (от рабочих) зависело бесперебойное функционирование конвейера, вернуться на свои места.
На опушку опустился сизый туман, внутри которого (внутри тумана) пульсировал желтый огонек.
Барбос, который (Барбос) потерял интерес ко всему в этот знойный полдень, вдруг ожил, увидев Наталью.
Закрепление.
Задание. Различите, в каком случае что – союзное слово, а в каком – союз.
Дядя сообщил по телефону, что заглянет к нам завтра (союз).
Дядя в конце концов решил, что ответить на предложение (союзное слово).
Рефлексия. Домашнее задание.
Как отличить подчинительные союзы от омонимичных им слов?
Выучить конспект.


Комментарии к этому уроку:

Комментарий добавил(а): тАНЯ
Дата: 2017-11-01

САЙТ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.