Придаточная часть сложноподчиненного предложения    

    План-конспект урока 
    

    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    План. Конспект. Тема. Придаточная часть СПП, запятая и тире в сложноподчиненном предложении. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «место придаточного в предложении»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания с элементами беседы. Слайд 2-4. (время 0:04)
    Вопросы к классу о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, сходстве и разнице между союзами и союзными словами.

    2. Главная и придаточная часть предложения. Слайд 5. (время 0:01)
    Слово учителя перед просмотром видеоурока «место придаточного по отношению к главному»

    3. Место придаточного в предложении. Слайд 6-30. (время 0:10)
    А. Свободное положение придаточной части в СПП на примерах:
    Мы с братом поедем в деревню, когда потеплеет.
    Когда потеплеет, мы с братом поедем в деревню.
    Мы с братом, когда потеплеет, поедем в деревню.
    Б. Фиксированное положение придаточной части в СПП на примерах:
    Мы заплутали, потому что ушли из лагеря без проводника.
    Правильное направление нам подсказал абориген, который встретился нам в пути.
    В. Положение придаточной части в зависимости от цели высказывания на примерах:
    Я знаю, как зимуют медведи.
    Как зимуют медведи, я знаю.

    4. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Слайд 31-36. (время 0:05)
    А. Запятая в сложноподчиненном предложении. Примеры:
    Мы наслаждались отдыхом, как наслаждаются люди, выполнившие трудную и ответственную работу.
    Мальчик, который стоял на перекрестке, испуганно озирался.
    Б. Тире в сложноподчиненном предложении. Пример:
    Когда одиноко – хорошо бывает прогуляться по аллеям старого городского парка.
    Мы продолжили движение – это было самым правильным решением.

    5. Запись опорного конспекта. Слайд 37-39. (время 0:10)
    Запись учащимися наиболее важных выдержек из просмотренного видеоурока.

    6. Закрепление. Слайд 40. (время 0:02)
    Задание учащимся на определение места придаточного предложения в сложноподчиненных предложениях.

    7. Лингвистическая разминка «Ь или Ъ». Слайд 41-42. (время 0:05)
    Выполнение учащимися заданий на постановку Ь или Ъ знака в заданных словах.

    8. Структура сложноподчиненных предложений. Слайд 43-45. (время 0:05)
    А. Выполнение учащимися заданий на составление схем из заданных СПП.
    Б. Выполнение учащимися заданий на составление СПП из заданных схем.

    9. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 46. (время 0:03)
    Запись домашнего задания.

    * Результаты хронометража действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Придаточные уступительные (уступки)Урок русского языка в 9 классе. Придаточные условияУрок русского языка в 9 классе. Тест "Сложноподчинённое предложение"Урок русского языка в 9 классе. Придаточные предложения целиУрок русского языка в 9 классе. Придаточные предложения следствияУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую темуУрок русского языка в 9 классе. Придаточные предложения причины


- В советское время была очередь в Мавзолей Владимира Ильича Ленина. Сейчас такая очередь ко мне.

В.Шандыбин,
депутат ГД






Статистика посещений
   Сегодня 6  Сейчас 6







Придаточная часть сложноподчиненного предложения

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 27.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Придаточная часть сложноподчиненного предложения"
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-04-25

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока.  Сложноподчиненное предложение, положение, строение, структура.
Содержание. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении:  запятая, тире; место придаточного в предложении. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «сложноподчиненное предложение, положение, знаки препинания»
Проверка домашнего задания.
В. Определите значение придаточной части в СПП?
Придаточное предложение несет дополнительную информацию о явлениях, действиях, событиях, упоминающийхся в главном.
Задание. Различите, где что – союз, где – союзное слово.
Наш дед, наконец, сообщил, что приедет в гости завтра (союз). Наш дед всегда знает, что ему делать (союзное слово).
Вашим домашним заданием было самостоятельно разобраться в вопросе: подчинительные союзы когда, что, когда; их отличие от омонимичных им союзных слов?
Отличие их в том, что союзы что, когда, как – не члены предложения и служат только в качестве связующего звена придаточной части с главной, возможно их изъятие из предложения.  Омонимичные им союзные слова –  члены предложения, входят в состав придаточного, отвечая на вопросы; из предложения изъять нельзя.

Более подробно мы рассмотрим союзы и союзные слова на следующем уроке.
Место придаточного в предложении. Знаки препинания в СПП.
Как правило, придаточные предложения могут занимать любое положение в предложении: перед, после или внутри главного. Но бывают предложения с фиксированным положением придаточной части. Как это происходит, мы узнаем из видеоурока, а наиболее важные сведения законспектируем после просмотра.
Закрепление.
Задание. Определите место придаточного предложения.
Неожиданно он сообщил, что никуда мы не поедем. (После главного). Когда сыграли побудку, солнце только-только заалело на востоке. (Перед главным). Верный пес, пока Наталья собиралась, покорно скучал у выхода. (В середине главного).
Лингвистическая разминка «Ь или Ъ».
Задание. Выпишите слова: 1 вариант с Ь, 2 вариант с Ъ
1. рьяный,  2. воробьёнок,  3. объявленный, 4. объём, 5. вьюга, 6. съёжиться,  7. серьёзный, 8. вьюжный, 9. пьеса, 10. разъединить, 11. въедливый, 12. соловьиный, 13. подъякорный, 14. дьячок, 15. медальон, 16. шампиньон, 17. шьём, 18. подъельник, 19. лисьи, 20. необъятный, 21. сомненье, 22. трёхъязычный, 23. объезд, 24. съедобный
Структура сложноподчиненных

предложений.
Задание. Запишите в виде схем, объясните орфограммы.
1) Опытные гроссмейстеры могут играть (в)слепую, (не)глядя на доску, сразу с несколькими соперниками, что (не)возможно для начинающих. 2) Я не сразу понял, что он (н…)когда (н…)признается в этом. 3) Мои воспоминания часто приводили меня туда, где я провел свою молодость.
Схемы: [ ], (что...); [ ], что ( ); [...туда], (где...).
Задание. По схемам составьте предложения:
а) [ ], (которые...). б) [ ], (где...)? в) [там.., (где...), ...]. г) чтобы ( ), [ ].
Ориентировочные варианты ответов:
1) Бывали ли вы в осеннем лесу, где шуршит листва под ногами и воздух наполнен таинством увядающего дыхания?
2) Как восхитительны полевые цветы, которые ласкает первый луч восходящего солнца.
3) Чтобы успеть увидеть цветущую сакуру, японцы не спят ночь.
4) Там, где дорожка сворачивает к лесу, опять показался загадочный старичок.
Домашнее задание. Рефлексия.
Упр. 83, 87. Выучить конспект и сравнить его с материалом параграфа 9.


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.