Сложноподчиненное предложение (СПП), строение, пунктуация (окончание темы).    

    План-конспект урока 

    Сложноподчиненное предложение (СПП), строение, пунктуация (окончание темы).

    

    Сложноподчиненное предложение. Строение СПП. Знаки препинания в СПП.

    План. Конспект. Тема. СПП, подчинительная связь и подчинительные союзы, главное и придаточное предложение, запятые в сложноподчиненном предложении. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «понятие о сложноподчиненном предложении»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания с элементами беседы. Слайд 2. (время 0:05)
    Вопросы к классу о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, сходстве и разнице между ними, сочинительной и подчинительной связи.

    2. Запись опорного конспекта. Слайд 3-17. (время 0:22)
    А. Безударные односложные союзы и логические ударения в союзных словах:
    Наш лаборант знает, как ему проводить опыты.
    Наш лаборант знает, кАк ему проводить опыты.
    Б. Правило определения союзов и союзных слов:
    Когда (если) в семье любовь да ласка, все вокруг видится в радужных красках.
    Она была привлекательна тем обаянием, что (которое, обаяние) встречается лишь местах, далеких от отравляющего дыхания
    И пошла молва по свету, (что) принцесса глупа, своенравна и некрасива.
    В. Перечень временных (пока…), целевых (чтобы…), условных (если бы…), уступительных (хотя…), причинных (потому что…), сравнительных (словно…), следственных (так что) союзов, употребляемых только в качестве союзов.
     Г. Перечень союзных слов (сколько, кто, зачем, какой, почему, который, откуда, чей, куда, где, насколько) употребляемых только в качестве союзных слов.
    Д. Перечень слов (когда, что, как), употребляемых и как союзные слова и как союзы.
    Е. Простые и составные союзы в СПП. Составные союзы с компонентами в главной и придаточной части.
    Ж. Местоимения (ничто, таков, все…) и наречия (всюду, туда, везде…) в качестве указательных слов на примерах:
    Часто сверхъестественное и мистическое нам видится там, где наш разум не способен по невежеству логически обосновать увиденное.
    З. Устойчивые пары указательных слов и союзов (союзных слов): так – чтобы,  тот – который, туда – где, тот – кто…
    И. Схемы СПП:
    Сегодня не так тепло, чтобы выходить на улицу без головного убора.
    [ = ], чтобы ( =  ).
    В те места, где вода и тень, приводят в полдень мальчишки-пастухи деревенское стадо на водопой.
    [ в те места,  ( где – и – ),   = –   ].
    К. Расчленение подчинительных союзов в зависимости от коммуникативной задачи:
    Он не победил в соревнованиях, потому что пропускал тренировки. – Он не победил в соревнованиях потому, что пропускал тренировки.
    Л. Расчленение слов прежде всего, может быть, как лишь, вероятно и т.д. перед союзными словами.

    3. Закрепление. Слайд 18-24. (время 0:15)
    Задание ученикам на нахождение ошибок в СПП и приведение их в правильную форму. Пример:
    Вы, надеюсь, понимаете о том, что отныне ваша жизнь, ваше состояние и ваши мысли принадлежат Ордену? /изъять о том/

    4. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 25. (время 0:03)

     

    * Результаты хронометража действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)


-Как щас дам промежду рогов!

В.Шандыбин,
депутат ГД






Статистика посещений
   Сегодня 22  Сейчас 8







Сложноподчиненное предложение (СПП), строение, пунктуация (окончание темы).

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 23.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Сложноподчиненное предложение (СПП), строение, пунктуация (окончание темы)."
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-08-03

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока.  Сложноподчиненное предложение, строение, знаки препинания в СПП.
Содержание. СПП, подчинительная связь и подчинительные союзы, главное и придаточное предложение, пунктуация в сложноподчиненном предложении. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «понятие о сложноподчиненном предложении»
Запись опорного конспекта.
Обычно подчинительные союзы не имеют логического ударения, односложный союз в речи вообще сливается  с идущим за ним словом:
Наш лаборант всегда знает, как ему проводить опыты.
Союзное слово - самостоятельный член предложения, имеет ударение. В произношении они, как правило,  выделяются и ударением логическим:
Наш лаборант всегда понимает, кАк ему проводить опыты.
Наш учитель химии сам решает, чтО ему делать.
Союз в СПП заменяется только союзом:
Когда (если) в семье любовь да ласка, все вокруг видится в радужных красках.
Союзное слово заменяется только союзным словом или словом, привязанным к придаточной части:
Она была привлекательна тем обаянием, что (которое, обаяние) встречается лишь местах, далеких от отравляющего дыхания цивилизации.
В ряде случаев союз можно опустить, чего не допускает союзное слово:
И пошла молва по свету, что принцесса глупа, своенравна и некрасива.
И пошла молва по свету: принцесса глупа, своенравна и

некрасива.
Запомните!  Второй компонент союза, обычно, можно опустить без потери смысла предложения.
Если вы нажмете зеленную кнопку, то автомат выдаст воду без сиропа (то – второй компонент – не обязателен).
В главном предложении СПП довольно часто используются в качестве указательных слов местоимения кто-то, что-то, тот, ничто, таков, все, этот, всякий каждый...  или наречия всюду, туда, везде, оттуда, так, тогда…. Использование наречий и местоимений в качестве указательных слов означает то, что за главным предложением, которое несет неполную информацию, следует придаточное, которое содержит дополнение к главному.  Например:
Часто сверхъестественное и мистическое нам видится там, где наш разум не способен по невежеству логически обосновать увиденное.
Указательные слова с некоторыми союзами и союзными словами образовывают устойчивые пары: так – чтобы,  тот – который, туда – где, тот – кто, туда – куда, такой – какой, там – где, так – чтобы,  то – что, столько – сколько, такой – который...
Строение СПП с указательным словом изображается схематически следующим образом:
Сегодня не так тепло, чтобы выходить на улицу без головного убора.
[ = ], чтобы ( = ).
В те места, где вода и тень, приводят в полдень мальчишки-пастухи деревенское стадо на водопой.
[ в те места,  ( где – и – ),   = –   ].
В зависимости от задачи при написании или речи

возможно расчленение подчинительных союзов:
Не победил он в соревнованиях, потому что пропускал тренировки. – Не победил он в соревнованиях потому, что пропускал тренировки
Он играл с воодушевлением, потому что любил музыку. – Он играл с воодушевлением потому, что любил музыку.
Слова прежде всего, может быть, как лишь, вероятно, только, именно, ещё и, очевидно, а также частицы они, и, не пред составными союзами всегда расчленяются, с постановкой запятой перед союзом что. Например:
Она удивилась (лишь потому, - , может быть, потому, - не потому, - и потому,) ЧТО не ожидала этого
Закрепление.
Задание. Найдите ошибки, исключите указательные слова или приведите их в правильную форму.
Я доложу вам все, что происходит у нас в поликлинике. (все заменить обо всём)
Им будет не совсем этично вам доносить всего того, что обсуждалось на закрытом совещании. (о том (все), что обсуждалось)
Не надо контролировать тот, кто ходит этой дорогой каждый день. (того)
Рефлексия. Домашнее задание.
Упр. 83, 87.
Выучить конспект и сравнить его с материалом параграфа 9.
Подготовиться к словарному диктанту №4


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.